Плохой погоды не бывает! Бывает плохая одежда!!! (Ч-1)

trucks42

Некоторые размышления и практические советы на тему - “Непогода”

  Вот и пришли в Украину как всегда “нежданно-негаданно”, во второй половине декабря, морозы и обильные снегопады! Не буду сейчас говорить о том, что каждый уважающий себя автомобилист, независимо от температуры и погодных условий, готовит свою технику к Осенне-Зимнему периоду эксплуатации в Сентябре, Октябре месяце. Как говорится: “После драки, кулаками не машут!”

Просматривая информационный сайт “Ларди” мне бросились в глаза многочисленные сигналы “SOS” от перевозчиков, которых Зима застала врасплох! Основные беды это: 1) Застрял в снегу, не может выехать.

2) Замёрзло дизельное топливо.

3) Замёрзли воздушные магистрали.

4) Как следствие выше перечисленных проблем – Болезнь водителя автомобиля!!!

Постараюсь по порядку рассмотреть все ситуации.

Ситуация № 1. 

а)На каждом автопоезде должна быть лопата и возить её нужно с собой круглый год!

б) Желательно иметь топор, он никогда в дороге не помешает, а пригодится может всегда. В зимних условиях топор необходим для того, чтобы прорубить отверстие в замёрзшей куче противобуксовочного материала, либо для рубки льда под колёсами. Если слой льда большой и удалить его полностью из под колёс невозможно, следует на нём сделать насечки которые позволят протектору колёс войти в зацепление и избежать пробуксовку. Большинство опытных дальнобойщиков, возят с собой ломы-монтировки. Колёсные гайки на иномарках, обычно после длительной эксплуатации, очень тяжело открутить!!! Сделать это, часто возможно лишь при помощи фирменного баллонного ключа, лома и кувалды, только двоим шоферам. Если есть такой лом, топор необязателен.                                                                                                                                           

в) На каждом автомобиле, в обязательном порядке, должно быть МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ведро, которое имеет многоцелевое применение и жизненно необходимо, особенно Зимой.                                                                                                                                                      

г) На каждом автомобиле должен иметься в наличии буксировочный трос (чем длиннее, тем лучше)! Трос должен крепится в доступном месте, чтобы водитель мог максимально быстро им воспользоваться  при необходимости!!!                                       

д) Каждый водитель должен иметь в запасе перемычки сделанные из прочной, витой цепи и крепёжные болты с шайбами. Болты должны быть выполнены с необходимым и достаточным запасом резьбовой части, для того чтобы без труда можно было потом соединить ими концы перемычек и после этого стянуть так, чтобы они плотно фиксировались на покрышке колеса. Идеально иметь по три перемычки на каждое колесо, но бывает так, что и одна помогает преодолеть казалось непреодолимый ледяной подъем, успешно маневрировать по заснеженным территориям. Бывает так что не имея возможности тронуться с места водителю не обязательно ставить перемычки. Достаточно просто положить их под колёса “дорожкой” и …поехал!!!

е) Из личной практики, хочу порекомендовать коллегам дальнобойщикам возить с собой либо два стопорных кольца от дисков камерных колёс на двадцать, либо два куска сетки, приблизительно такой какую используют строители, для крупной просейки песка, размером 50см Х 150см. Эта нехитрая оснастка, расположенная под ведущими колёсами, позволит Вам без проблем тронуться с места на Вашем автопоезде, даже в Антарктиде на километровой толще льда!!! 

Теперь немного об азах пилотирования автомобилей в сложных климатических условиях Зимы.

В зимний период эксплуатации грузового автомобиля всё важно и за любую неисправность, либо не замеченный скрытый дефект, приходится платить дорогой ценой! Но все же хочу выделить тормозную систему, её исправность и правильную регулировку, особенно тормозов прицепа/полуприцепа!  Неисправность либо не правильная  регулировка которых может привести к самым тяжёлым последствиям: складыванию автопоезда, опрокидыванию, потере управляемости! При преодолении обледенелого подъёма в случае вынужденной остановки, если тормоза прицепа/полуприцепа  не исправны, один тягач никогда не удержит автопоезд на скользком уклоне, он уйдёт назад с самыми страшными и непредсказуемыми последствиями!!! Тоже самое может произойти и при спуске!!! 

  С начала Осенне-Зимнего периода эксплуатации и до его конца ЗАБУДЬТЕ О МОТОРНОМ ТОРМОЗЕ независимо от того сухая дорога или скользкая!!! А ещё лучше заблокируйте его либо скобой, либо защитной крышкой исключающей машинально-инстинктивное нажатие на его кнопку, на скользкой дороге!!!

Пользуйтесь, по возможности, только тормозами прицепа/полуприцепа – парашютом!!!

ВСЕГДА  ПОМНИТЕ!!! ЗАНОС НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ ЛЕГЧЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ ЧЕМ ПОТОМ ИЗ НЕГО ВЫЙТИ!!! В большинстве случаев, после начала заноса, водитель становится просто наблюдателем!

Перед подъёмом убедитесь в том что он свободен от транспорта и только после этого начинайте спуск с последующим разгоном для преодоления подъёма.  ЕСЛИ ПОДЪЁМ ЗАНЯТ, СТАНЬТЕ В СТОРОНУ ПЕРЕД СПУСКОМ, ВКЛЮЧИТЕ АВАРИЙНУЮ СИГНАЛИЗАЦИЮ И ОЖИДАЙТЕ ПОКА ОН НЕ ОСВОБОДИТСЯ!!!  Если подъём серьёзно заснежен или обледенел заблаговременно поставьте на колёса перемычки и включите блокировку!!!  МАКСИМАЛЬНО НАГРУЗИТЕ ВЕДУЩУЮ ОСЬ ТЯГАЧА!!! Для этого необходимо поднять “ленивец” (если он есть), насколько это возможно, приспустить  задок тягача и приподнять заднюю часть полуприцепа! Там где это конструктивно не возможно следует перецепиться на дальний палец!!! Подниматься надо с максимальным, допустимым дорожными условиями, разгоном! Переключаться на “полторы скорости” чтобы “не посадить” машину на подъёме, избегая резкого нажатия на педаль газа. Преодолев подъём следует остановиться в безопасном месте выключить блокировку и снять перемычки!!! В противном случае они потрутся, их порвёт и Вы лишитесь и перемычек и брызговиков!!! ЕСЛИ ВЫ НЕ ДОТЯНУЛИ ДО КОНЦА ПОДЪЁМА И СТАЛИ – подставьте под колёса противооткатные башмаки, включите аварийную сигнализацию И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ПРИНИМАЙТЕ МЕРЫ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ ДВИЖЕНИЕ, так как под тёплыми колёсами ТС, может подтаять лёд и на крутом уклоне начнётся самопроизвольное движение автопоезда вниз!!! В тёмное время суток рекомендую в металлическое ведро набрать Д/Т положить старую, промасленную ветошь и зажечь сзади автопоезда на расстоянии пятидесяти метров!!! Зарево, горящего в ведре дизтоплива, очень эффективно визуально и психологически предупреждает других участников дорожного движения о беде и часто спасает  не только от неприятностей, но и от СМЕРТИ!!!  Потом следует очистить проезжую часть под колёсами от снега и льда, спереди и сзади с запасом в пять-десять метров, просыпать противобуксовочным  материалом и только после этого пробовать возобновить движение на той передаче которая позволяет трогаться В НАТЯЖКУ НА МАЛЫХ ОБОРОТАХ ДВИГАТЕЛЯ!!! Если попытка не увенчается успехом следует спуститься назад, до начала очищенного и просушенного отрезка дороги и повторить попытку! Взяв разгон на этом отрезке снова пытайтесь преодолеть подъём!!!                                                                                                 

Если Вы забуксовали на ровном месте и не можете “в раскачку” тронуться с места, с первой-третей попытки ПОМНИТЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОБУКСОВКИ ПРИВОДЯТ К ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ИНТЕНСИВНОМУ ИЗНОСУ ПОКРЫШЕК И ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ ТРАНСМИССИИ!!! Автомобильная резина горит от трения об лёд также само как и при трении об другие покрытия!!!  Поэтому выходите из кабины и принимайте меры чтобы освободить колёса и избежать пробуксовок – СБЕРЕЖЁТЕ МАШИНУ, СБЕРЕЖЁТЕ ШИНЫ, СЭКОНОМИТЕ ВРЕМЯ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО! Ну а если ничего не получается – ЦЕПЛЯЙТЕ ТРОС!!! Заехав на заснеженную стоянку, перед окончательной остановкой, несколько раз сманеврируйте взад – вперёд чтобы укатать под колёсами снежный покров, в противном случае, если Вы этого не сделаете, он просядет под колёсами автомобиля и они окажутся в ямках, которые помешают потом благополучно тронуться с места. Становясь на стоянку подставьте под колёса противооткатные башмаки и снимите авто с стояночного тормоза! Если Вы этого не сделаете, возможно примерзание тормозных колодок к тормозным барабанам, так как тёплые тормозные барабаны вызывают таяние снега и льда. Попавшая внутрь вода и мороз намертво заблокируют колёса!!!

СЧАСТЛИВОЙ  ДОРОГИ И ДАПОМОЖЕТ НАМ ГОСПОДЬ!!! ПОМНИТЕ ВАС ЖДУТ ДОМА!!!

Нагих Николай Фёдорович – Комбат.