Случилось это в 1980 году. Я работал в Одесском филиале "Совтрансавто" или точнее в Межобластном
Авто Транспортном Предприятии Магистральных Сообщений 27868 водителем на "Супер-МАЗе 6422".
Машина эта была, по тем временам, новая и что там говорить, очень эффектно выглядела!
Большая кабина необычной формы с двумя спальниками и внушительным по размерам панорамным лобовым стеклом , на котором располагались три дворника, выгодно отличала её от "504го МАЗа", он один в основном тогда использовался на междугородних и международных перевозках. Шофера метко окрестили 504ый: "Пеньком", "Лобастиком", "Боксёром", "Мурзиком"...
Мощный двигатель и необычный для отечественных автомобилей свист турбокомпрессора, придавал "СуперМАЗу" дополнительный шарм.
Получило их наше АТП МС, на ходовые испытания, одним из первых в Советском Союзе!
Получили их первыми именно мы, наверно не потому, что были самыми крутыми и грамотными из всех наших коллег, а потому, что комиссии по наблюдению за эксплуатацией и снабжению запчастями экспериментального седельного тягача "МАЗ 6422" начинающего модельный ряд производства машин нового поколения Минского Автомобильного Завода, было намного интересней ездить с инспекторскими проверками на побережье Чёрного моря в Одессу, чем в какой нибудь другой город на побережье Белого моря, Баренцева или моря Лаптевых!
Сами же результаты ходовых испытаний, по большому счёту никого не интересовали! Им вполне хватало той информации которую они получали от своих- заводских водителей, гоняющих экспериментальные образцы, гружённые песком, по трехсот километровому кольцу вокруг Минска. Злые языки правда говорили, что не всегда и это делалось! Частенько просто крутился спидометр, списывалось диз топливо, а отчёт, "водитель-испытатель", писал "с потолка"!
Сначала, почти все, наши водители дружно бросились к начальству прилагая недюжинные усилия чтобы сесть за руль этих красавцев! Да это было и понятно, но очень скоро для них открылась другая, не совсем приятная "сторона
медали" - машина была явно "сырая"!
"Суперовская" К.П.П. тоже требовала индивидуального, творческого подхода, жаль только, что она не обладала "Макаровской" надёжностью и безотказностью! Практически все они при включении пониженных передач, "били", причём так что содрогался весь авто поезд, а вместе с ним и сердце сидящего за рулём водителя!
Приходилось приноравливаться, ловить присущий для каждой коробки свой, момент включения, манипулировать перегазовками, выжимами сцепления, пытаясь максимально уровнять скорость вращения двигателя и шестерен коробки передач. Но увы, бывали случаи, когда ничего так и не помогало! Очень часто передачи не включались в нужный момент, а если и включались, то рычали как голодный, злобный пёс, или включались через другую передачу, машина за это время "садилась" на подъёме от чего, в разной степени, перегрузку получали все: и двигатель, и водитель, и сама КПП!
Ещё была одна распространённая болячка этого агрегата - частенько сжатый воздух, приводящий в действие ползуны вилок включения, попадал в корпус коробки, выдавливая через сальники и все другие слабые места, смазку.
Отсутствие защитной блокировки включения пониженных передач, при недопустимо высокой скорости, не страховало, хотя бы частично, водителя от ошибки и как следствие эти несчастные КПП , неопытные водители рвали, палили, издеваясь над железом и над собой!
В общем, кто разобрался с этой проблемой - подобрал ключик к КПП своего автомобиля, худо-бедно ездил, те кто не разобрались или не вылазили с ремонта, или "убив" КПП и двигатель бросали свой Суперок "под забором", а сами возвращались обратно на 504ый МАЗ, не такой крутой, но простой, надёжный и до боли (до последнего винтика) знакомый!
Вот так мне и достался СуперМАЗ шасси №00004. Стоял он в рем. зоне с печально задранной своей крутой кабиной, без двигателя и коробки передач! Несмотря на это я отдал за него бывшему хозяину 150 рублей (деньги по тем временам не малые) и с присущим молодости энтузиазмом стал его "доводить до ума."! Новая такая машина мне и не снилась, поэтому вариант был подходящий, руки у меня к работе стояли, желания было хоть отбавляй!
В те годы, водители белоручки были редкость и авторитетом не пользовались! Уважали тех, кто хорошо знал машину, разбирался в технике и практически всё мог сделать своими руками!
На центральном складе АТП были хоть какие то зап. части, а то чего не было мы ходили покупать в соседний авто парк. Магазинов зап. частей для грузовиков тогда не существовало! Соседи приходили за покупками на наш склад и к всеобщему удивлению, покупали у нас на складе то, что мы покупали у них! Кроме этого у нас в подспорье был так называемый "железный ряд"- куча неисправных машин, без водителей, которые в перспективе планировалось восстанавливать, но кто это будет делать и как, никто не знал!
В случае крайней необходимости, без особых угрызений совести, там можно было "натихаря" снять то, что тебе нужно, из того, что ещё не успели снять до тебя, но при этом все чётко знали, снять хоть винтик с чужой или аварийной машины-тяжкий грех, который не прощается и за который рано или поздно придётся ответить!!!
Вот так, с Божьей помощью, я собрал своего Супер-Мурзика, зацепил за него "сороканожку"- Минский трёх мостовый прицеп-контейнеровоз с поворотными колесами на задней оси (которая чуть не привела к аварии на горной дороге и которую, именно поэтому, умные ребята просто сразу выбрасывали) поставил на него морской сорака футовый "ящик" и поехал по длинным, непростым дорогам бескрайнего СССР искать своё счастье!