Обычный рейс с необычным концом! (часть - 3)


Молодым, приходящим нам на смену, посвящается!

Однажды в конце сентября нас запланировали в рейс на Кавказ. Туда мы должны были везти кору пробкового дерева, которую "выбил" для своего подпольного обувного цеха, гость из солнечного Тбилиси.

В Одессе на заводе "Большевик" из неё делали третьесортный линолеум, а в Тбилиси из неё делали очень ходовую, летнюю женскую обувь
на пробковой подошве, которая называлась-"танкеткой", красивую, лёгкую, удобную и практичную!

Распродавалась она мгновенно - на "Ура" в курортных районах Сочи, Гагр, Сухуми, Поти и у нас думаю тоже не залежалась на прилавках, если бы дошла до наших краёв.
Груз был оформлен законно, а как он распределялся, через Гос. Снаб. или как то по другому, нас не интересовало! Меньше в голове лишней информации крепче спишь!

Единственное что требовалось от нас чтобы заработать денег, это быстро доставить
груз. Цех стоял без сырья! Бархатный курортный сезон близился к концу!
Клиентам хотелось видимо и в этом сезоне поторговать ещё немного, и на будущий сезон готовить товар тоже было необходимо.

Ещё раз проверив машину, в горы можно ехать только на исправной технике - С ГОРАМИ НЕ ШУТЯТ, А ЕСЛИ ШУТЯТ ТО ЭТИ ШУТКИ ВСЕГДА ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ПЛОХО, мы отправились в дорогу.

До Краснодара доехали практически без остановок, разве что попить кофе и подзаправиться!

В Краснодаре на объездной маленький ремонт. Ночью, когда я спал, а спать в
движении я мог только тогда, когда за рулём сидел человек которому я полностью
доверял, Виталик услышал какой то посторонний шум в ходовой тягача! Утром
при нормальном освещении и тщательном осмотре выяснилось, что это "на подходе"
передняя крестовина карданного вала.

Крестовины мы возили в запасе, поэтому без проблем быстро поменяли и вперёд!
Крестовины как крестовины, вовремя смазывать и будут ходить. Хуже дела
обстояли с самим креплением фланца кардана, крепёжные болты, для этой цели,
шли "жиденькие"-диаметром десять миллиметров, которые на переднем конце постоянно отпускались, раскручивались потом терялись гайки, потом терялись болты, а потом отлетал и передний конец карданного вала!

Каких дров мог наломать падающий на скорости передним концом на асфальт,
вращающийся кардан, думаю не надо рассказывать!
Ночью уже были заморозки. Этот переходной период между Летом и Зимой
наверно самый опасный! Вроде ещё не Зима и уже не Лето! Ехать надо было осторожно, что бы неожиданно не выскочить на отрезок дороги с ледяной плёнкой, которого как раз может хватить что бы сойти с дистанции-либо на долго, либо навсегда!

Вот и Горячий ключ, Джугба-ворота Кавказа, Лермонтовские места!
Кавказ всегда красив по своему, но описывать его не буду, это уже сделал Михаил Юрьевич, вряд ли у кого то получится лучше и вообще имеет ли смысл?!
Хочешь узнать о Кавказе-читай Лермонтова, мало-езжай сам на Кавказ и посмотри
собственными глазами, пощупай собственными руками и ногами, вдохни удивительный горный воздух собственной грудью! Короче спуски, серпантины,-"тёщины языки"*, перевалы, ущелья, синее море, горные реки и озёра с изумрудной водой-красота!

На одном из поворотов "тёщиного языка"*, идя на спуск я посмотрел в зеркало
заднего вида, как вписывается прицеп в этот сложный вираж и кровь горячей волной
ударила в лицо! Наш полуприцеп, провисший на задней поворотной оси и седле тягача, самопроизвольно боком пошёл на встречную полосу пытаясь обогнать тягач!!! Две другие его оси висел в воздухе. Слава Богу, никого не было ни сзади, ни спереди!!!
Слава Богу, всё закончилось благополучно- буквально через доли секунды, весящие
в воздухе колеса коснулись асфальта, прицеп дёрнулся и быстро выровнялся за тягачом!

Больше я в горах никогда заднюю ось не разблокировал! Чёрт с ней с этой экономией резины! Ещё чуть-чуть и таким боком бы вылезла нам эта самая экономия!!! Пускай себе стирается, пускай хоть вообще разувается с дисков на поворотах!!!
Да горы преподнесли первый серьёзный урок-предупреждение!
Как то угнетающе действовало наступившее осеннее безлюдье курортных посёлков
и городков.

На горизонте появился Кутаиси-Родина знаменитых горных тягачей-"Колхида"- про неё
шофера говорили так: хорошая машина лавровый лист возить, если будешь на ней
железный лист возить- будет с горы сто километров скорость, а на гору тоже сто, только температура двигателя и долго не проживёт ни машина, ни водитель!
Проехав Кутаиси вышли на "финишную прямую", до Тбилиси осталось 270км…
"Тёщин язык"- спуск или подъём с многочисленными поворотами под острым углом менее 90 градусов и большим перепадом высот между уровнями начала и окончания поворота.
Практически на всех таких поворотах, чтобы полуприцеп "вписывался", тягач должен
входить в поворот и идти почти до его окончания по встречной полосе движения. На участках с открытой видимостью, транспорт идущий на спуск должен уступить дорогу транспорту идущему на подъём!

На участках с закрытой видимостью, транспорт идущий на подъём предупреждает,
о необходимости уступить дорогу, встречный транспорт звуковым сигналом!
Бывают случаи когда этих мер недостаточно и возникает необходимость остановившись перед подъёмом или посылать наверх регулировщика, или идти самому чтобы гарантированно остановить встречный транспорт!
Если проигнорировать эти меры, возможно или лобовое столкновение, или остановка друг перед другом в крайне сложном положении, когда потом сам разъезд или не возможен или возможен, но сопряжён с большим риском!

Нагих Николай Фёдорович-Комбат