Обычный рейс с необычным концом! (часть - 6)



Молодым, приходящим нам на смену, посвящается!

Вот наконец и Ростов!
Объездной дороги тогда не было, заехав со стороны Батайска, мы пошли через город. Кировский проспект. Грузовому транспорту прямо нельзя! Направо перед знаком спуск к набережной Дона и яхт - клубу. Спуск крутой восемнадцать процентов*!
Я вылез со спалки, сижу на правом (штурманском) сиденье по турецки- поджав под себя ноги и раскачиваясь взад-вперёд подвываю от боли. Виталик не спеша на малой скорости поворачивает и начинает потихоньку спускаться.Пройдя приблизительно четверть спуска он вдруг как то глухо и хрипло с надрывом, не то выдохнул, не то выкрикнул, не то застонал: ТОРМОЗА НЕ ДЕРЖАТ!!!

Меня словно электрический разряд пробил от которого я подпрыгнул на месте и тут же собрался в комок! Зуб со своей болью остался где то далеко-далеко!
Мир словно напополам разрезала одна фраза-"Тормоза не держат!", по одну сторону осталась вся наша пред идущая жизнь, по другую летящая вниз вместе с нами и хурмой махина весом в тридцать восемь тон! А "Супер" тем временем набирал скорость!

Мгновенье и я себе чётко представил картину! Впереди два поворота-один посередине спуска направо почти под девяносто градусов, прямо яхт-клуб, другой такой же, в самом низу налево, на набережной перед Доном!
Если предположить, с большой натяжкой, что мы впишемся в первый поворот, а не пойдем прямо и не свалимся сверху на яхт-клуб,то в конце спуска будет такая скорость, что либо прямо нырять, с пяти метровой высоты набережной в Дон, кормить раков хурмой субтропической, либо всё же пытаться повернуть и будет то же самое только в Дон мы свалимся не прямо, а правым боком!
А если ещё на нашем пути вдруг появиться дополнительное не предвиденное,
препятствие-машина, ЧЕЛОВЕК?!

Что же делать?! По правой стороне спуска идет частный сектор с ветхими заборами,
хранящими кое-как заделанные следы трагедий пережитых нашими предшественниками! Слева - выложенный гранитом и усиленный железобетонном противооползневый откос.
Так, правая сторона - дома, перед которыми нет никаких препятствий способных
нас остановить, а в домах ЛЮДИ! Правая отпадает!!!
Остаётся только одно-притираясь левым бортом к противооползневому откосу,
попытаться сбить скорость и остановить машину.
Словно вспышка молнии в голове пронеслась мысль - высветив картину того
что может произойти и того что надо делать, чтобы это не произошло !!!
- Ноги убирай ко мне направо, руль влево!!!
Виталик реагирует быстрее чем мои слова достигают его ушей!.
Наверно понимает по движению губ, а может по глазам!
А может, он сам всё это уже давно понял, без меня и моих воплей!
Так, убирает ноги с педалей и чуть поворачиваясь перекидывает их ко мне через капот двигателя, одновременно выворачивая руль влево!
Педали управления нам уже не нужны, а ноги его ещё пригодятся!
Раздаётся скрежет это мы трёмся об парапет!
- Сильней влево!!!-кричу.
Один удар, второй, третий-словно взорвавшись, с треском сыпятся сталенитовые* стёкла! Успеть бы остановится до конца парапета! Ещё пару метров и всё конец парапета - конец надежде остановить машину!!!
Ещё удар! Я клюю лицом в торпеду* из глаз сыпятся искры, но сквозь тупую боль,
ничего не видя, какие то доли секунды, чувствую - машина остановилась!!!
Слава тебе Господи!!!

Во рту привкус крови и ещё какой-то вонючей гадости!
-Виталик ты как?!!
-Я ничего! Что с тобой?!!
-Ерунда! Быстро башмаки под колёса, отключить аккумуляторы!!!
Два раза повторять не надо! Пару секунд и всё сделано! Перевожу дух, выплёвываю изо рта кровь и.... зубы! Виталик щупает меня, дрожащими руками, со всех сторон.
- Здесь болит?!
- Здесь болит?!
- Здесь болит?!
- Болит, болит! Убери лапы! Ты бы ещё спросил-А как твой зубчик?? Не болит уже?!
-У тебя всё лицо в крови!
При ударе я выбил свой больной зуб и ещё один здоровый рядышком, рассёк губу, и в добавок осколками стёкол изрядно посекло кожу лба!
Хорошо хоть глаза остались целые!!!
Ну да ладно со мной и моими зубами!
Как Виталик??! Такое пережить не так просто как кому то может показаться!
Кричал я и командовал, не потому что не доверял или не верил в своего напарника!
Просто мне это надо было самому, не мог я сидеть молча и безучастно наблюдать за
происходящим! И его надо было, как то вывести из состояния леденящего, судорожного оцепенения!
Я то хорошо знал, что когда машина набирает скорость без тормозов - инстинктивно хватаешься за руль мёртвой хваткой так, что белеют костяшки пальцев, а правая нога изо всех сил жмёт на уже бесполезную педаль тормоза!!!
Далеко не каждый, сам найдёт силы оторвать от неё ногу и перенести на
педаль газа, для того, чтобы сделав пару мощных перегазовок можно было включить
пониженную передачу и облегчить работу рулевого механизма!!!
Сознание любого нормального человека не может ассоциировать в такой ситуации педаль газа с вариантом снижения скорости и экстренной остановки!!!
У любого нормального человека в процессе практического вождения автомобиля
вырабатывается навык переходящий со временем в условный рефлекс: Хочешь ехать
жми на газ, быстрее хочешь-сильней жми на газ! Хочешь остановиться - жми на тормоз!!! Работает рефлекс, а не разум, так же как и при гололёде, когда попадая в занос, далеко не у всех получается сразу же убрать ногу с тормоза и начинать снова притормаживать только после того как выровняется машина!
А если учесть, что как правило, время на размышления очень мало или нет совсем....!
Вот здесь как раз, в хорошем смысле, работает истина - со стороны легче давать
правильные советы!!!
Главное за руль не хвататься! А кричать....., кричать можно сколько влезет!
Подойдя поближе я внимательно посмотрел на него-вроде всё нормально!
Нет, что то не то! Что то в нём изменилось! Что?!
Волосы у Виталика были рыжие! В рейсе он не брился и у него отросла жесткая
ярко красная борода, как у басмача, шутил я!
Ага, понял! Его бороду теперь обрамляла белая, аккуратная окантовка!!!!
Почему бороду....? Почему не голову...?
- Коля, ты чего на меня так уставился?!
- Ничего.
- Пошли я тебя перевяжу!
- Ну пошли, перевяжи......

Нагих Николай Фёдорович-Комбат
18% - Соотношение высоты спуска к его протяжённости в процентах, указывается на предупреждающих дорожных знаках. Чем больше процент, тем круче спуск.

Сталенитовые стёкла-стёкла прошедшие специальную термическую обработку-закалку, после которой приобретают свойство при ударе разлетаться на мелкие осколки.

"Торпеда" - передняя панель кабины в которой монтируется щиток приборов и всё остальное.