Экспедиции.
0. Предыстория. Будущий воротила транспортного бизнеса должен узнать о существовании транспортно-экспедиционного болота. Об этом можно узнать поработав на дядю, уволившись в связи с разнообразными причинами, можно узнать от знакомых при очередной пьянке, и пожалуй всё. С нулевой стадии будущий эксп берет минимум, так как знающий и умеющий много отлично понимает, что открывать своё дело - это гемор ещё тот, и правильно делает, что остаётся работать в слаженном коллективе при стабильно-растущих доходах.
1. Начало может быть разным, но первая самостоятельная стадия всё равно у всех одинаковая. Открытие своего ЧП, СПД, ООО, в зависимости от целей, амбиций и стартового капитала. По собственному опыту, стартовый капитал равен нулю, поэтому в начале пусть будет СПД. Своих клиентов нет, своих перевозчиков нет, есть комп, факс, принтер и сканер, мобилка, скорее всего пока еще не безлимитка. Есть огромный соблазн стать табуретко - перевыставлять на постоянной основе заявки из Деллы в Ларди с зазором в 50-100грн, при чем работать только с налом, и желательно чтоб маршруты проходили через родной город, чтоб легче было забирать свой заработок у перевозчика или заказчика. Все проходят в той или иной степени через стадию "табуретко", но остаются там только низшие.
2. Те, у кого имеются мозги, догадались, что заказчика нужно выгонять из интернета и работать за него, быть эксклюзивным экспом. Это половина успеха. Вторая половина успеха - набивание постоянных перевозчиков - ведь экспедирование одной машины дает 1000-3000 грн в месяц, исходя из 100-150 грн с рейса. Для большего числа экспедиторов это точка. Доходы растут вместе с опытом. Но не в деньгах счастье.
3. Уход в безнал. Начало конца, если сэкономить на бухгалтере и юристе еще в самом начале. Если есть экономическое или юридическое образование или опыт работы с безналом на предыдущих работах, то всё не так плохо. Увеличение заработка с рейса обратно-пропорционально совести.
4. Рост. Увеличение числа голодных ртов, которым ежемесячно нужно давать зарплату и проценты, а покупка мебели, машины, стиральной машины, автомобиля, путевки на отдых с женой - подождут.
5. Количество поголовья экспов внутри компании дает результат, после прохождения каждым из них предыдущих стадий, в т.ч. и табуретко, - получаете контракт на обслуживание крупного предприятия. Предыдущие любимцы - постоянные клиенты и перевозчики - либо остаются за бортом, либо интегрируются в новый график работы, на них могут выделяться резервы в виде стажеров.
6. Новый рост. Количество крупных клиентов растет. Компания растет. Пузырь может лопнуть и распочковаться, а может и превратиться в нечто более мощное. Так образуются логистические центры со своими складами, транспортом, налаженными маршрутами. Дальше вроде некуда.
Весь этот рост возможен при правильной организации работы и правильном планировании. Но смогли это сделать считанное количество компаний. Это костяк транспортно-экспедиционного рынка Украины. Те, кто не стал жертвой государства либо непорядочных контрагентов, на одной из ранних стадий, и не ушли в небытие, составляют базу, подрастающее новое поколение этого рынка.
Перевозчики. Тут всё по-проще, с моей точки зрения. Обширнее пусть расскажут сами перевозчики.
1. Новичёк со своим автомобилем, практически всегда - кредитным. Работал раньше на дядю. Без опыта работы новичёк - это беда. Клиентов нет. Работает с экспедиторами, с разными или через интернет за нал. Дорогих фрахтов не ищет, знает некий минимум, который необходим, чтоб успеть заплатить за кредит. Но амбиции серьёзные, хотя цену себе еще не сформировал.
2. Бывалый. Нашел "своего" экспа для поиска грузов из разных задниц. Имеет наметки по клиентам и экспам, у которых всегда есть что-то оттуда-то - туда-то. Цену себе устаканил. Всё ещё работает за нал. Попробовал поездить за единый. Но в виду неграмотоности, невезучести и прочих отмазок - попал на пару кидал, на пару долгоплательщиков. Для многих это финал в эволюции. Даже с наемным водителем, лучшее, что можно для машины сделать - поставить её на постоянную работу.
3. Заработал на еще одну машину. Можно продолжать играть с огнем в интернете, можно обе машины поставить на постоянную работу (если таковая нашлась). Лучший вариант - стать экспом-перевозчиком, подмять несколько постоянных клиентов под себя и наслаждаться трудовыми буднями. Количество наемных работников может быть разным, так же, как и объёмы грузоперевозок.
4. Десятки лет труда, а скорее даже поколения, или переход из другой отрасли народного хозяйства, или даже отпочкование от крупной ТЭК, и Вы - средне-крупный перевозчик с 15-200 автомобилями в парке. Как Вы живете, сколько зарабатываете, и к чему стремитесь - не важно - дальше расти некуда.
Заказчики - не относятся к нашему рынку, поэтому классифицировать их не нужно.