Румыния 89 (ч-5)

МАЗ УРАГАН
  Будь в правом деле дерзким, в слове - скромным. (Муса Джалиль)
 
- Что это за сумасшедший?! – Сзади подошёл Валера.
- Наверно остаток какого то подразделения сикуритате*…отступает. А может…наступает.
- Ну и напугал он меня! Сейчас думаю как резанёт тебе очередью по кабине. Им терять нечего!
- А чего мне по кабине? Чего не тебе по кабине?
- Ему просто по твоей удобней было стрелять… Я же стою за тобой сзади, впритык!
- Что, спрятался за мои широкие плечи?
- Вы только на него посмотрите! Спрятался! Я чуть тебя не догнал! Пойди посмотри. Спичечный коробок  не просунешь между машинами! Ещё немного и “Поцелуй Чаниты” * был бы обеспечен!
- Дистанцию безопасную надо держать Валера!
- Вот, вот у меня сейчас  самая безопасная дистанция - поближе к тебе держаться! Я сначала ничего не понял. Думаю – Чего это он? Подойду узнаю. Может что случилось, с машиной! Смотрю стоит этот “призрак”!
- Да не призрак это Валера. Живой это человек…ещё!  Слава Богу, что всё так закончилось! Ты что очередь трассеров не видел? Ладно! давай будем пробовать как то выезжать.
- Да у меня всё нормально. Я на твёрдом стою. Сейчас только сдам назад, а ты попробуешь выехать. – Я обошёл вокруг своей машины, посмотрел. – Да… Что то я сомневаюсь, что сам выеду!  Ладно попробую. Если что, будешь тянуть! - Валера побежал к своему КамАЗу. Как я и предполагал ничего у меня самостоятельно не получилось. Тяжёлая машина прочно села в мягкий чернозём, защищённый от мороза глубоким слоем снега.   Прицеп стоял на дороге, а тягач , заломавшись* влево, правыми колёсами наполовину сполз в небольшой пологий кювет. Чего даром мучатся? В таком положении   машину не раскачаешь. А если и получится это сделать, то есть серьёзная опасность, что до того момента когда получится вырваться из ловушки, тягач может полностью сползти в кювет по скользкому склону и тогда всё пропало!  Надо только тянуть! Я достал трос и когда Валера подъехал ближе, накинул его петлю на буксировочный крюк КамАЗа. Среди тёмной, затаившейся румынской ночи взревели моторы.  Через пять минут борьбы, стало ясно – лёгенький КамАЗ ничем помочь не сможет.
- Что будем делать? – Спросил Валера, вытирая пот со лба тыльной стороной ладони.
-   Ложимся спать. Рассветёт будем что то думать. Может ещё кто то отступать или наступать будет…на танке!
- Пошли ко мне – Позвал Валера – У меня бутылка есть…
- Давай Валерчик! Ты накрывай у себя пока поляну, а я пойду  организую аварийную сигнализацию, приму все необходимые меры предосторожности! – Вытащив оцинкованное ведро,  из запаски под прицепом, я наполнил его до половины соляркой, потом повыгребал  из инструментального ящика все тряпки,  ветошь и замочил их в ведре как фитили. Тряпка смоченная соляркой на морозе сразу загораться не хотела. Пришлось сделать из старой газеты факелочек  и только тогда над ведром поднялись мерцающие языки пламя. Лежащий вокруг снег отражал  их свет и нас со всех сторон было видно как на ладони. Метель поутихла.
Валера уже порезал сало, хлеб, цибулю, кусочек сыра. На тарелочку выложил горку квашенной капусты. Открыл бутылку водки. - Ну как там дела? - Нормально! Хорошая мы сейчас мишень! Видно нас с тобой как на ладони! - Невозмутимо поднеся горлышко бутылки к краю моей металлической кружки, он вопросительно посмотрел – Сколько лить? – Лей сто пятьдесят гвардейских! Чокаться не будем…- Ты что нас уже поминаешь?
- Да нет! Вспомнилось мне здесь кое что…
- Ну давай! – Мы молча выпили, думая каждый о своём. – Валера прожевав кусочек черняшки с салом, вдруг засмеялся. – Ты чего? Перепугано спросил я. – Да всё в порядке! Знаешь я как будто всё со стороны увидел – Ночь. Чужая страна в которой происходит чёрт знает что! Машины стоят раком, боком, как мишени на учебном полигоне, а … мы с тобой как ни в чём не бывало сидим и пьём водку,  жуём сало… Ну что? Ещё по грамуле? 
- Давай! Нам не привыкать…в чужой стране! Там уже и ерунда осталась, грамм по сто если выйдет…- Я протянул свою кружку и когда Валера её наполнил чокнулся с ним! – За всех тех кто в пути! Пускай им помогает Святой Георгий! – Выпили, Валера вытер салфеткой губы и переведя дыхание спросил у меня – А знаешь, что я тебе сейчас скажу? – Буду знать если скажешь! – Я бы один, без тебя никуда не поехал! А с тобой веришь? Не страшно! Даже весело как то…
- Ну допустим веселиться особо нечего… Но и плакать тоже не будем! Спокойной ночи. Ты там иногда посматривай назад. Чтобы саляра не прогорела и ведро не затухло. Я там рядышком в канистре оставил солярку. Если что, подольёшь. – Хорошо. Спокойной ночи Комбат!
Спал я плохо. Мне снился страшный сон – Вокруг меня враги. Они подползают всё ближе и ближе! А мой АКМ беспомощно молчит! Я судорожно дёргаю затвор, хочу позвать на помощь, кричу – Патроны! Дайте патроны! – А голоса нет! Проснулся  в холодном  поту. Огляделся вокруг, определяясь во времени и пространстве. Ну слава Богу! Это только сон…  Хотя и окружающая реальность не сильно радостная. Закурил и  уже заснуть не смог. Обошёл вокруг машин. Соляра пузырясь и булькая догорала на дне ведра. Доливать я не стал, уже рассветало. Метель прекратилась, но низкие чёрные облака не предвещали ничего хорошего. Закипятил чайник и постучал в дверь Валериного КамАЗа – Рота подъём! Давай вставай! Завтракать будем, а то ты так всю румынскую революцию проспишь!
- Я бы не против! – Валера спросонья  потирал глаза. – Что ты трёшь на сухую? Выйди с кабины набери полную пригоршню снега.. и тогда три себе на здоровье! – Он так и сделал! Потом раскрасневшийся и румяный, после утреннего туалета, с каким то загадочным видом залез  в мою кабину. Я придвинул к нему кружку с кофе и намазывая кусок батона сливочным маслом с интересом на него поглядывал. Потом мне это надоело – Ты давай выкладывай! Что там тебя прямо распирает? – Прожевав кусок батона, который был у него во рту, он набрал в лёгкие воздуха и сделал паузу – Прошу заметить! Не выкладываю, а докладываю – Проведя рекогносцировку , с риском для жизни…мной обнаружено, стоящее сзади нас метров сто пятьдесят – двести, транспортное средство. Стоит оно в рукаве дороги. По внешнему виду очень сильно напоминает наш “Ураган”*, буксирует оно трейлер на который загружен экскаватор!
- Молодец! Только с рекогносцировкой и риском для жизни, ты сильно закрутил! Можно было проще сказать – Пошёл в туалет и случайно увидел… И вообще, чтобы  я не посоветовал тебе умыться снегом ты бы ничего не увидел. Прошёл бы мимо и ничего не увидел … Хорошо. Ну стоит транспортное средство. Ну подходящее. А есть там кто то? Или мы сами на нём поедем? Лично я на таком транспортном средстве ездить не умею! А ты? Разведчик!
- Я тоже не умею, но думаю там кто то есть. Румыны машину без присмотра не бросят…Они то хорошо знают что с ней будет потом,.когда революция закончится! Пошли посмотрим.
- Обожди! Сначала допей кофе и съешь бутерброд. Ты же сам сказал только, что никуда они не уедут..до конца революции!
“Ураган” стоял припорошенный снегом. Стёкла кабины покрывали морозные узоры. Я постучал кулаком по холодному металлу обшивки. Никакого результата.
- А ну! Дай я! Валера достал из кармана плоскогубцы, не знаю всегда он носил их с собой  или предусмотрительно захватил  только сейчас,  и забарабанил ими, что есть силы, об крышку люка.
- Тихо ты! Краску поотбиваешь!
- Война всё спишет…А так как ты стучал, или гладил, так надо иметь музыкальный слух чтобы услышать. О! Смотри! – Ручка люка сначала медленно повернулась вверх, потом вниз, потом со скрипом и лязганьем открылся люк. Из него выглянула голова в вязанной шапочке натянутой на самые уши, поверх которой, на манер женского платка был повязан шарф.Лицо было или сильно смуглое, или сильно грязное. А может и то и другое. Глаза смотрели на нас настороженно, а может быть испуганно.   
- Ну что, Валера?! Есть оказывается Бог на белом свете!  Салют коллега! У нас проблема! Видно было что он меня не понимает. – Их фарен ла Букурешти Советико амбасада! Их хабэн гросс проблема! Хэлп ми! *– выпалил я англо - немецко - румынский набор знакомых слов. Как ни странно в этот раз водитель “Урагана” меня понял и успокоился. Спустившись к нам вниз по трапику он улыбнулся и пожал мне руку. – Салют коллега! Фирштейн! Их мёхте кукен проблема*… – Мы подошли с ним к моей машине. Румын обошёл вокруг неё посмотрел под низ… потом показал пальцем на “Франц-Клиже” – Багаж*?*
- Багаж, багаж – алиментаре! Цвай унд цванцих тон!* – Валерка молодец! Оказался посообразительнее меня. Пока мы осматривали фронт работ, быстренько залез в кабину. Чайник ещё был горячий! И вот он уже стоит рядом с нами, держа в руках дымящуюся чашку ароматного кофе!
- Коллега биттэ тринкен каффэ! Биттэ раухэн! *– Валера подал румыну кружку, а я сигарету. Посиневшие от холода губы механика водителя  попытались растянутся в улыбке, но у них не очень это получилось. Мне даже показалось что он сейчас заплачет. Обычно так бывает когда человек ещё сдерживает слёзы, а губы уже его выдают кривясь и подрагивая… 
Валера правильно понял – сейчас ему больше всего на свете хотелось выпить обжигающе горячего кофе и закурить. Я видел когда в бою ребята выскакивали из подбитого БТРа. Бушлат ещё на спине горит, а они внимания не обращают, просят дать им сигарету! А пару последних затяжек и…под танк врага со связкой гранат, что не было?! Это для не понимающего сигарета вроде как ерунда, так вредная привычка! А ведь не даром раньше курево входило в прод. довольствие бойцов… 
Данке! Данке! Он взял горячую кружку в ладони, отхлебнул глоток, одновременно согревая ей озябшие руки, зажмурил от удовольствия глаза. Мы молчали чтобы ему не мешать пока он всё не выпил. Потом закурили ещё по сигарете. Губы у румына уже небыли синими, порозовели. Глаза заблестели. – Найн грос проблем! Проблем кляйнэ*… – Показывая на МАЗ сказал он и добавил уже показывая на свой “Ураган” – Их хабэн грос проблем – нуй нафта! Зеро! *
- Да не вопрос! Нафту мы сейчас тебе организуем – Айн минут*! Валерчик у тебя канистра есть? – Валера посмотрел на меня удивлённо, как на идиота. – Конечно есть! Сколько надо? Одну? Две? Три? – В его глазах я прочитал вопрос- “Ну какой же международник без канистр? Ты что не знаешь?”  Я знал - канистры рабочий инструмент водителя -международника.  То купить надо солярку, то продать надо…
-Какую давать? На двадцать или тридцать пять литров? 
- Давай побольше, на тридцать пять! Набери пожалуйста из моего бака на холодилку! – Румын тем временем открыл заливную горловину и вставил в неё большую латунную лейку. Валера уже тащил полную канистру. – Ты как так быстро успел?!
- Да у меня была полная в резерве…. Так на всякий случай! Ты выливай её, а мы с тобой потом разберёмся! – Перелив содержимое канистры себе в бак наш румынский коллега вытер руки и полез в кабину. “Ураган” заурчал своим танковым двигателем! Втроём мы отцепили его трейлер с экскаватором.
Мощная машина с первой попытки без рывков и пробуксовок вытащила меня на дорогу! Мы хотели помочь ему зацепить трал обратно, но он протестующе замахал руками. Тогда я принёс ему ещё одну канистру дизельного топлива и пачку сигарет. Он был удивлён нашей щедростью и страшно доволен. Не знаю как Валера, а я тоже был  очень доволен! Мы долго благодарили друг друга на разных языках, смеялись и жали руки. – Грация!* – сказал я в последний раз и пошёл к машине! – Не тут то было! Румын догнал меня сказал –Друм бун! – и мы ещё минуту трясли друг другу руки… Пока я чуть ли не силой их освободил и развёл в разные стороны выражая своё сожаление – Ничего не поделаешь! Нам надо ехать!
Нагих Николай Фёдорович – Комбат.  
**************************************************************************************
Сикуритате  -  Службы госбезопасности Румынии.
Заломался (тягач, полуприцеп ) – поставить (произвольно, не произвольно) тягач под определённым углом к оси полуприцепа.  Заламывание более чем на девяносто градусов уже называется складыванием (сложить, сложило автопоезд).
“ Поцелуй Чаниты” – на жаргоне дальнобойщиков  обозначает столкновение двух машин при котором происходит удар передом одной машины  в заднюю часть другой.. 
МАЗ –537 - “Ураган” военный тягач повышенной проходимости использовавшийся, в  ракетных войсках для транспортировки баллистических ракет, а в народном хозяйстве для перевозки тяжеловесных грузов. 
Их фарен ла Букурешти Советико амбасада! Их хабэн гросс проблема! Хэлп ми! – Я еду (немец) в Бухарест в Советское посольство (румын). У меня возникла большая проблема (немец)! Помогите мне (англ)! 
Салют коллега! Фирштейн! Их мёхте кукен проблема…- Привет коллега! Понял. Я хочу посмотреть что за проблема.(немец)
Багаж – груз (на многих языках) В данном случае – Гружённый?
Багаж, багаж – алиментаре! Цвай унд цванцих тон!* – Гружённый, гружённый! Продуктами, двадцать две тонны! (немец)
Коллега биттэ тринкен каффэ! Биттэ раухэн! *– Коллега пей кофе пожалуйста, пожалуйста кури! (немец)
Найн грос проблем! Проблем кляйнэ – Проблема не большая! Проблема маленькая (немец).
Их хабэн грос проблем – нуй нафта! Зеро! * – Я имею проблему (немец) – нет солярки! Ноль! (румын)
Грация – Спасибо (итал)