Румыния 89 (ч-2)
Для простого солдата доблесть - опасное ремесло за которое он берется, чтобы снискать себе пропитание Франсуа де Ларошфуко
Я тогда “таскал” рефрижераторный полуприцеп “Франц - Клиже”. С него выжали на международке все соки и в таком плачевном состоянии я его забрал, за триста долларов, у предыдущего хозяина.. Потрудится над ним пришлось не мало. Ходовая тележка разбита, за что не возьмись. Двери сгнили и потеряли герметичность. Крыша текла, многие листы обшивки болтались и при движении шевелились как живые. Прицеп вообще то хороший был когда то, крепкий, надёжный, но всему есть предел, есть предел и терпению железа тоже. Рама, ходовая и грузовой отсек у него были французские. Холодильная установка американская, а её силовая установка немецкая фирмы “Мерседес”.
Думал я, думал глядя на разбитую ходовую и придумал. Запчасти на родную французскую ходовую дорогие. Да и где их брать? Взял, срезал её вообще под корешок, а в место неё подкатил другую, нашу, с “ Минки”*, но новую. Подкатил и забыл о проблемах с ремонтом и запасными частями. Холодилка была идеальная! Многие клиенты по своей наивности или безграмотности не понимают, что рефрижератор не предназначен для того чтобы охлаждать или подогревать груз. Он только поддерживает ту температуру которая рекомендуется при транспортировке. Именно такую температуру должен иметь груз и при погрузке в рэф. Даже в летний зной на поле, умные хозяева грузили арбуз и овощи только ранним утром, стараясь дать им возможность немного охладится за ночь. Но таких было немного и делали это далеко не все. Одни этого не знали, другие просто делали вид что это не знают. Вот и получалось, что когда в рэф запихивали горячий груз, многие холодильники просто не выдерживали - не вытягивали температуру транспортировки, испарители находящиеся внутри грузового отсека замерзали, покрывались ледяной коркой и установка отказывала. Мой рэф, в отличии от других, работал как трактор и был безотказный как автомат Калашникова, даже при самых немыслимых температурных перепадах. Только с дренажного шланга конденсат ручьём лился. Ребята шутили – Ты бы его собирал и продавал как дистиллированную воду. Может быть больше даже заработал… - Такую чудо технику смастерили золотые руки мастеров из далёкого американского Далласа, чтобы они у них никогда не болели! И сейчас она была в нормальном состоянии. Мне надо было только подзаправить фреон и всё. С кузовом пришлось повозится долго. Переклепал все ослабленные листы. Загерметизировал крышу. Внутри, вдоль бортов, пустил по два дополнительных ребра жёсткости с предусмотренными местами крепления стяжных ремней, чтобы арбузом не распирало стенки, ну а задние двери надо было конечно менять. Латать и реставрировать там уже просто было нечего, коррозия так над ними потрудилась, что держались они на “честном слове”. Двери я заказал у знакомых ребят работающих на контейнерном заводе. Новые двери вышли тяжёлые, но добротные! Сделали их правда из чёрного металла, зато дали гарантию – Прицеп весь сгниёт, а двери эти останутся! В общем рэфик, после моего ремонта, получился нельзя сказать, что как новый, но, ладный, по хозяйски сделанный, готовый продолжить свой славный трудовой путь.
Работа с рефрижератором имеет свои преимущества – не надо возится с тентом расчехляя его и зачехляя, снимать борта и стойки. Открыл себе двери и всё…И разрезать никто не разрежет! И возишь в основном грузы продовольственной группы. А принцип такой – Что везёшь, то и грызёшь! Плюс, всегда в резерве было двести литров дизельного топлива в баке для двигателя холодильной установки. Их я имел право завозить в любую страну кроме того, что разрешалось по существующим нормам провозить в основном баке тягача. Даже если туда, я что то вёз без температурного режима или просто шёл на подачу*.
Имеет эта работа и свои сложности - повышенная степень риска и ответственность при соблюдении холодильного режима и срока доставки. Не дай бог холодильник из строя выйдет или ходовая прицепа подведёт…В бытность СССР это решалось довольно просто и оперативно – Продукты выгружались в ближайший продторг., медикаменты в ближайшее аптекоуправление не зависимо от того куда и кому они изначально направлялись. Хозяин то огромной страны один был!
Как правило, раз в месяц, наши машины возили продукты с базы “Гастроном торга” в посольства Советского Союза в Белград, Софию и Бухарест. В Бухаресте надо было развести и выгрузить их по четырём адресам: в само посольство СССР, торгпредство, резиденция экономического советника посла, в представительство дунайского пароходства и агентство аэрофлота которые находились в одном месте. Доводилось как то раньше ездить в Бухарест и мне.
На базе “Гастроном торга” меня уже ждали. К вечеру машина была загружена под завязку! Грузили как всегда ассортимент самый обширный – начиная от соли, муки и кончая деликатесными сортами твёрдых колбас, вин и кондитерскими изделиями.. Практически всё, что было необходимо, нашим соотечествиникам для жизни, и для работы посольства. Пока машину грузили я периодически заглядывая в кабину и крутил ручку настройки радио приёмника ища новости. Новости были неутешительные – повстанцы захватили здание телевиденья Румынии, а группа сикуритате* верная правительству Чаушеску, обстреливала их из здания нашего торгпредства, находящегося напротив, захватив его и загнав всех сотрудников в подвал… Как раз в тот подвал, в который они обычно складывали привезённые нами продукты. Из нашего посольства срочно эвакуировали женщин и детей…
Я, как и все остальные, знал о том, что происходит в Румынии всё только в общих чертах. Что там на самом деле происходит я не знал, а то что знал, не совсем понимал. До моего сознания не доходило и в голове не укладывалось – Как, так может быть! Совсем недавно Румыния полностью, до последней леи рассчиталась со своим внешним долгом. Совсем недавно Николае Чаушеску вроде была вручена высшая награда СССР – Золотая Звезда Героя Советского Союза, А тут вдруг диктатор! А тут вдруг революция! Ну да ладно румыны нация своеобразная. И у меня, как у Одессита, не смотря на весь мой врождённый интернационализм, отношение к ним тоже было своеобразное*! Пускай сами решают, свои внутренние вопросы. А наше дело - “Сел поехал в ночь, в полночь!” В гараже меня ждали Саша и Григорий Петрович.
- Что будем делать? – спросил я их, выпрыгивая из кабины.
- Будем ехать! – ответил “Шнёра”.
- Новости слышали?
- Слышал. Вы с Валерой езжайте, пока суть да дело, на погран. переход* “Ляушены”. Пока доедете будет видно….что делать дальше. Москва обещала организовать Вам сопровождение до Бухареста! Если обстановка усложнится переедете в Унгены. Там Вас, на железнодорожной станции, перегрузят реф вагоны.
- Ладно. Понял. Едем… – Саша пожимая мне руку каким то извиняющимся тоном сказал – Тебе то чего боятся?! У тебя уже самое страшное за плечами…
- Ты это что имеешь в ввиду? Страшного за плечами было много… Александр Николаевич…никто, никогда не может сказать с полной уверенностью – Всё самое страшное прошло. Никто не знает, что ещё его ожидает впереди! В одном ты прав – страшное не сзади остаётся, а за плечами. И носишь его потом как вещь мешок с собой по жизни… до самой смерти… Как в принципе и самое хорошее! Это память… Да и с чего ты взял что я боюсь? Хотя может быть… Часто, боязнь настоящего мужчины выглядеть не смешным трусливым, жалким клоуном, побеждает страх перед опасностью! Здесь у нас каждый раз рискуешь, в большей или меньшей степени когда везёшь клиенту разный хлам. Вечно они опаздывают. Вечно им надо срочно… А тут вроде как действительно надо и вроде как “Патроны в осаждённый Очаков”! Ну что же… Тряхнём стариной! Я “воткнул” передачу и поднял правую руку вверх – Идущие на смерть, приветствуют тебя Великий Цезарь!
- Ну.ну… не преувеличивай!
- Насчёт чего?
- Насчёт Великого Цезаря.
- Я не преувеличиваю! Это приветствие гладиаторов выходящих на арену Римского амфитеатра…
- Давай! Счастливо! Держите нас в курсе дела!
В гараже уже ощущалась новогодняя суета и торжественность. Заезжающие машины. почти все были с ёлками. Кто вёз их с России, кто из Белоруссии, кто с Карпат. Всё завесило от того откуда кто возвращался на праздники домой. Они были заботливо завёрнуты в брезент или клеёнку чтобы не испачкались. и привязаны снизу под прицепами. Через стеклянные двери административного корпуса было видно ёлку украшенную гирляндой разноцветных огоньков. Наверное тоже из России приехала. Ребята или пилили их прямо в лесу, или покупали у местных жителей, торгующих ими вдоль дороги. Криминала в этом никакого не было. Я тоже всегда возвращаясь домой из России привозил ёлочку. Ёлочку я себе выбирал в Брянском лесу. В одном месте, там где проходила линия мощной электро передачи, была сделана широкая просека. Со временем она вся заросла кустами малины и ежевики. Росли там и ёлочки. Своим появлением здесь, они были обязаны ветру, который занёс сюда семена. Самые сильные из них и счастливые попав в почву проросли и потянулись к солнцу. Они были все пушистые и симметричные. В лесу такие встречались только на опушках. В чаще их сестрички были однобокие и голенастые. Вот я и повадился на “свою” просеку. Зимой за ёлочками, летом за малиной и ежевикой как медведь. Да с Румынии ёлочку не привезёшь… Дай Бог хоть самому вернуться!
Нагих Н.Ф. – Комбат.
Несмотря на то, что техника принадлежала государственному авто предприятию, существовала практика когда водитель за которым она была закреплена, переуступал право на неё тому, кому он сам хотел её передать, из числа работников этой же авто колоны. Если это не шло в разрез с планами руководства, никто этому не препятствовал. Как это делалось и на каких условиях, никого не интересовало тоже. Это помогало повысить степень заинтересованности водителя и гарантировало ему возврат какой то части его личных средств вложенных в ремонт и обслуживание.
“Минка” – Полуприцеп минского авто завода.
Шёл на подачу – поездка без груза в прямом направлении на загрузку.
Сикуритате – подразделения румынского комитета государственной безопасности.
В годы Второй Мировой Войны Одесса была оккупированная румынскими войсками ( союзными фашисткой Германии). В их планы входило, после своей окончательной победы, сделать из неё столицу Румынии! Видя что, Советская Армия ведёт наступательные бои и, им ничего не светит, они поменяли планы, решив при отступлении сравнять Одессу с лицом земли. Только мужество и отвага Одесситов и Советских разведчиков, помешали этому!
Погран переход – Установленное для авто поездов место пересечения Государственной границы.