Румыния 89 (ч-4)
...Для кого даже честь - пустяк, для того и все прочее ничтожно! Аристотель.
На румынскую границу опускались сумерки. Света не было, только в окне одной будки таможенников горела керосиновая лампа - “Летучая мышь”. Растерянным пограничникам и таможенникам было не до нас. Они сами толком не понимали что происходит. Перед ними сейчас стояла сложная задача – правильно сориентироваться в сложившейся ситуации и сделать свой выбор. Легко сказать – Сделать правильный выбор! Поддержать революционеров? А вдруг устоит режим Чаушеску?! Остаться верными присяге и правительству? А вдруг победит Илиеску?! Не угадаешь …И прощай тогда таможня! И прощай тогда “хлебное” место!
Увидев наши, приближающиеся автомобили, они с удивлением все вышли нам навстречу – Ундэ мэржи?* Коллега! – спросил меня один из них. – Ла Букурэштэ! Алимэнтаре. Советико амбасада!* – эта моя фраза, на ломанном румынском языке, возымела магическое действие, На оформление двух машин ушло не более пяти минут! Документы таможенник нам принёс прямо в кабину и взяв под козырёк пожелал – Друм бун!*
Снег пошёл ещё сильней. – Ну! Что Валера? Вперёд?!
- Да, конечно вперёд! Назад уже нельзя, даже если бы и сильно захотелось… Теперь как в авиации – без задней передачи!
- Это точно! Кто не рискует, тот шампанское не пьёт!
- И в морге не лежит…- Добавил Валера.
За последнее время мы уже привыкли к Румынии погружённой в темноту. У них постоянно, в целях экономии, отключали подачу электро энергии Обычно мы на это не обращали особого внимания. Ну темно, так и темно! Сейчас это воспринималось совсем по другому – тревожно! Ни одной лампочки не горит, ни одного огонька нигде не светится…только на горизонте мерцали жёлто - розовые всполохи.
- Зарница?
- Да какая Валера зарница может быть в декабре месяце?! Это отсветы разрывов снарядов и мин! Мы просто с тобой звука не слышим. Пожары… Там видимо бои идут Валера! Ну, поехали! Если всё нормально будет, при такой погоде, дай Бог завтра к вечеру только доедем!
Опять мы ехали одни, оставляя за собой чёрные следы, на белоснежном саване покрывающем мёртвую дорогу. По Румынии всегда было тяжело ездить. От границы до Бухареста триста двадцать километров, узкой, густо населённой дороги. Основной вид транспорта здесь, велосипед и подводы с лошадками. Встречались ещё своеобразные пригородные “автобусы” курсирующие между сёлами – вагончик на колёсах, типа такого какие используют дорожники. Сзади была прикреплена лесенка и находилась дверь через которую пассажиры попадали внутрь вагончика и выходили на нужной им остановке. Из окна наружу выглядывала закопчённая труба буржуйки*.. При холодной погоде из нё валил чёрный дым Буксировал этот “омнибус”, колёсный трактор похожий на наш “Белорус”.
Надо отдать должное румынам, ездили они очень аккуратно. Даже на самой бедной цыганской повозке, в тёмное время суток, сзади всегда болтался зажжённый фонарь К деревянному борту телеги было прибито гвоздями множество катафотов, которые вполне надёжно предупреждали, других участников, движения о присутствии на дороге тихоходного транспортного средства. При движении по Румынии надо было быть особенно внимательным и осторожным. Средне техническая скорость, по которой здесь рассчитывался наш график, была самая низкая в Европе.
Да и родной их грузовик “Роман – дизель” не отличался ни большой мощностью, ни большой скоростью. Вечно за ними собирались длинные “хвосты” . Мы обычно сразу настраивались на тихую езду. И “пилили” себе потихоньку до Бухареста или до Болгарской границы, или до Югославской. Даже если бы никто не мешал, в Румынии то и разогнаться практически негде было, везде висели знаки ограничения скорости тридцать – сорок километров в час.
Сейчас на нас никакие ограничения уже не распространялись и нам никто не мешал, только снег лежащий на дороге толстым слоем, тормозил накат и метель сильно ограничивала видимость. Хороший разгон не возьмёшь, в любой момент из за пелены снега, по закону подлости, может появится какое ни будь препятствие, например революционер на телеге или на БТРе, да мало ли что может появиться…
В некоторых населённых пунктах на перекрёстках дорог стояли, сооружённые из мешков с песком, укрытия с торчащими наружу пулемётными стволами. Несколько раз нас останавливали вооружённые люди в длинных шинелях и бушлатах без каких либо знаков различия. Фраза - “ Советико амбасада” срабатывала как пароль, без каких либо дополнительных вопросов и задержек нас пропускали дальше Растащив с дороги наспех сколоченные деревянные козлы обмотанные колючей проволокой.
Благополучно прошли город Бырлад. Снежная сетка перед лобовым стеклом становилась то гуще, то реже. Лучи фар заворачивали её в спираль так, что начинала кружится голова, а в глазах рябило. Временами мне казалось что мы едем не по ровной дороге, а по какому то тоннелю находящемуся внутри гигантской, вращающейся аэродинамической трубы!
Вдруг у меня сработало шестое чувство и что то ёкнуло – Стоять! Впереди на дороге кто то есть! Я ещё ничего не увидел… Я просто уже почувствовал спинным мозгом опасность и нога легла на педаль тормоза! Скорость была не большая, но и видимость была тоже совсем не большая. Впереди, под углом разрезая снежное пространство над дорогой, вырвался огненный фонтан автоматной очереди.из трассирующих пуль! Потом появился силуэт мужчины стоящего прямо передо мной.широко расставив ноги. Одет он был в короткий бушлат. На голове шапка с завязанными сзади ушами. В руках АКМ* изготовленный для стрельбы стоя! За его спиной как приведения двигались чёрные силуэты вооружённых людей переходящих дорогу.Некоторые из них несли что то на носилках. Толи имущество, толи своих раненных товарищей… Его глаза холодно и прямо смотрели на меня. Наши взгляды встретились и я изо всех сил надавил на тормоз! Все колёса автопоезда замерли и немного поскользив как лыжи, нагребая перед собой кучки снега, остановили машину на самом краю обочины. Мы молча смотрели друг на друга. Страшно хотелось закурить, но делать это было нельзя! Вспыхнувший в полумраке кабины огонёк зажигалки, мог вызвать мгновенную реакцию человека стоящего напротив меня с оружием в руках… Человека у которого всё обострено и напряжено до предела. Человека которому уже и терять то практически было нечего!
Налетающие порывы ветра подхватывали снежную пыль, закручивая в небольшие качающиеся кулёчки смерча. Пробежав несколько метров они исчезали, превращаясь в пологие языки позёмки, жадно лижущие дорогу и ноги человека в бушлате Всё вокруг кружилось, создавая впечатление какой то нереальности происходящего.
Я почему то был уверен, что этот человек стрелять в меня не станет! А перед глазами у меня всплыла из памяти другая картина – Ночь. Вертолёт с вращающимися винтами без огней и такая же цепочка бойцов несущая к нему своих раненных и мёртвых товарищей. Борт механик кричал изо всех сил пытаясь пересилить свист турбин – Всё!!! Машина перегружена я больше брать никого не могу!
Нас оставалось одиннадцать человек… У одного молоденького солдатика, которому не хватило места на борту, сдали нервы. Он бился в истерике, плакал и кричал – Заберите меня! Я не хочу здесь оставаться! Я не хочу умирать…- Посмотрев в его обезумевшие глаза из которых текли слёзы я забрал у него оружие и подбежав к открытому люку вертушки, прокричал борт механику на ухо – Хорошо! Давай, только ещё одного забери и всё уходите! Он смертельно ранен! Страх убил в нём душу и рассудок! Осталось только одно ватное тело! Он точно не дойдёт! Жалко парня! Как бы ещё чего не натворил! Механик махнул рукой – Чёрт с вами ! Давай!
Теперь нас осталось десять человек… Турбины изменив тональность взвыли на максимальных оборотах. Мы стояли широко расставив ноги, держа АКМы изготовленными для стрельбы стоя и махали вслед тяжело поднимающейся в воздух машине, улетающим товарищам и борт механику до половины высунувшемуся из открытого люка! Он кричал – Держитесь! Мы скоро за вами вернёмся… А вокруг маленькими торнадо клубился песок и пыль. Вертолёт тогда за нами не вернулся…он не долетел до базы. Разбился! А мы дошли…
Очнулся я от стука в кабину и открыл дверь. Порыв ветра тут же подхватил её, да так, что я еле успел схватится за ручку и удержать, иначе могло вырвать фиксатор и от удара разбиться стекло. Снег посыпался за ворот моей рубахи. Возле двери стоял мужчина в бушлате. На меня смотрело открытое смуглое лицо. Прямые черты лица. Открытый взгляд человека который не привык врать, человека который просто привык больше молчать чем говорить! Взгляд военного, взгляд офицера спец подразделения, отметил я про себя! А может и нет… А тогда кто он? – Товарищ! Дай сигарету. – Я протянул ему одну сигарету и запечатанную пачку. – На бери!
- Спасибо! – Он повернулся и быстрым шагом направился догонять своих. Через несколько секунд его силуэт растворился в темноте. Наверное выполнив до конца свой долг перед, уже не существующей державой и правительством, они теперь пробиваются к границе… Почему то мне очень захотелось чтобы этот парень остался жив и добрался до своей спасительной базы! Мне было всё равно! Кто он? И за кого он? Мне просто очень этого захотелось…
Нагих Н.Ф. – Комбат.
********************************************************
Ундэ мэржи? – Куда едешь? (румын.)
Ла Букурэштэ! Алимэнтаре. Советико амбасада! – В Бухарест. Продукты. Советское посольство. (румын.)
Друм бун! – Счастливой дороги! (румын)
Буржуйка - Металлическая печь для обогрева помещений, популярная в первой половине ХХ века. Печь быстро прогревает помещение, однако при прекращении топки очень быстро остывает.
АКМ – Автомат Калашникова Модернизированный.