Реквием клаксонов. (Часть-1)

scania

Молодым, приходящим нам на смену, посвящается!

С Виктором Николаевичем, знакомы были мы давно. По работе наши отношения всегда складывались ровно. Виделись хоть и редко, но при каждой встрече находили пару минут, что бы немного поболтать, поинтересоваться состоянием дел и здоровья друг друга, потом снова разбегались в разные стороны, каждый за своим . На международных перевозках Виктор Николаевич работал побольше меня, был опытнее и старше. Зная его спокойный характер, уравновешенную, рассудительную натуру, я искренне обрадовался когда он подошёл ко мне с новостью - что следующую кап. визу* мы вместе получаем австрийскую, и есть предположение что будем ездить в одном экипаже.

Работа на Австрию считалась особенно престижной! Интересная, красивая, доброжелательная страна! Относительно не продолжительные рейсы и постоянный грузопоток, позволяли стабильно ездить, рассчитывать на хороший заработок, чаще бывать дома Напарниками мы так и не стали! Что - то, кто – то переиграл, но отношения наши после этого стали ещё теплей. Теперь при встрече мы друг другу говорили: “ Привет напарник ! “ Так это и сохранилось у нас, на много лет! Через некоторое время, по состоянию здоровья,Николаевич перешёл на должность механика нашей международной авто. колоны и мы стали с ним встречаться почаще.

Хорошо зная нашу долю, он всегда старался как то нам помочь! Машины серьёзно ломались правда редко. На международке в основном работали абсолютно новые МАЗы, с нуля. Работали год, Редко два!. Это были те машины которые, благодаря своим особенно добросовестным водителям, имели вид и техническое состояние не хуже новых! Отработав своё, они или оставались у нас в международной колоне на перецепке*, либо передавались на междугородку*, или продавались в народное хозяйство. Если, как механик, Виктор Николаевич не имел возможности обеспечить нас необходимыми запасными. частями, организовать слесарей, смотровую яму или подъёмник, что бывало довольно часто, или правильней очень часто, то в отличии от других своих предшественников он хоть не бросал нас на произвол судьбы! Уже не как механик, а как более опытный водитель, старший товарищ давал нужные, дельные, практические советы, старался приободрить, успокоить, не корчил из себя чёрти чё, не надувал щёки и просто по дружески мог с каждым поговорить!

От этого он только выигрывал и как механик, и как человек! Николаевич мог в любое время, запросто подойти к любому стоящему в ремонте авто.поезду не боясь, что его пошлют куда подальше, поинтересоваться как идут дела по ремонту, и получить нормальный, честный ответ!

Почему? Да потому что деятельность других механиков заключалась только в том - что бы дождавшись момента когда водитель сам найдёт и купит все необходимое для ремонта, потом сам всё сделает – побежать и доложить начальству, что машина готова идти в рейс! Делали они это, как правило, раньше реальных сроков окончания работ! Машину ставили в наряд и уезжать приходилось наспех собрав инструмент, не имея время даже толком вымыть от мазуты руки. Ещё, деятельность таких “специалистов”, заключалась в принюхивании к стоящим на ремонте шофёрам! Если учесть, что большинство проблем в рем. зоне решалось при помощи бутылки водки, да и редко какой обеденный перерыв обходился без бутылочки, практически каждый стоящий на ремонте, мог попасть в чёрный список! Нам неприятность – им, вроде как показатели “работы”!!! К стати о показателях, был ещё такой назывался-КИП* который постоянно хромал из за “гробов” стоящих годами под забором, но числящихся на балансе предприятия и которые надо было обрабатывать.

Ребята тоже в свою очередь хитрили, сделав тихонько своими силами машину, решали накопившиеся в их отсутствие домашние проблемы. Мы мол рады ехать, но нету запасных . частей! Это была чистая правда! По решав, быстренько свои дела, всё вроде как находили и уезжали в рейс! Так сказать – коротко срочный отпуск за свой счёт, в прямом смысле!

Виктор Николаевич такими вещами не занимался, поэтому пользовался у нас доверием и когда снова сел за руль грузовика, не смотря на то, что стал с нами равный, чувство уважения у людей к себе, не потерял! Года через три у него ухудшилось здоровье, и ему опять пришлось перейти работать в ремонтную зону, где он принял не то “инструменталку”, не то промежуточный склад бэушных узлов и агрегатов, которые поступали туда после разборки всё таки списанной техники. В общем появился в заброшенной и забытой Богом мастерской фор. пост, куда всегда можно было обратиться за реальной помощью! Николаевич как старый дальнобойщик знал, что гораздо легче выкинуть какую – ни будь железку, чем найти её, когда она срочно, по зарез понадобиться! Вообще я заметил- настоящий дальнобойщик никогда не пройдёт мимо лежащих на дороге: болта, шайбочки, гвоздя! Наклониться, поднимет! В хозяйстве пригодится! А если и не пригодится, чего им лежать на асфальте, не ровен час ещё в колесо кому ни будь залезет!

Нагих Николай Фёдорович – Комбат.

Кап. виза – виза выдаваемая на одну конкретную капиталистическую страну с сроком действия-один год (были ещё СЭВовские визы которые выдавались на три года)

Перецепка – подача в пункт пересечения государственной границы гружённого экспортом прицепа с последующей его заменой на другой прицеп гружённый импортом и разгрузкой каждого в адресах назначения.

Междугородка – каботаж по бескрайнему СССР

КИП – Коэффициент Использования Подвижного состава. .