Пусть тебя хранит Святой Георгий! (ч-4)

P6220265

Вытянул щуп и протерев его тщательно тряпочкой, засунул обратно. Показало по верхнюю метку. Масло в норме. Ну что? Аванти! Повернул ключ замка зажигания. Что это?!  “МАЗ” виновато “укнув”, сделал коленвалом пол оборота и замолчал… Здравствуйте Вам! Вот и Новогодний сюрприз – аккумуляторные батареи “сдохли”? Чего это они вдруг?! Я всегда относился к ним с уважением – держал их в чистоте, своевременно доливал дистиллированную воду, бывало так - во всех банках* вода есть, а в той на которой плюсовая клемма расположена, сухо! Её проверял в первую очередь, хоть расположена она в самом неудобном, трудно доступном месте. После Зимы обязательно снимал их на профилактический цикл – “зарядка, разрядка, зарядка”. Зимой, когда световой день короткий, постоянно включены практически все бортовые потребители электро энергии: освещение, отопители кабины, магнитола, стеклоочиститель, одеяло или матрас с подогревом, подогревы зеркал и топливного бака. Батареи постоянно испытывают повышенную нагрузку. Генератор может только пополнять зарядку, но полностью восстановить химический состав пластин и плотность электролита ему не под силу!

Когда ставил их обратно, менял местами, освобождая ту  которая питала потребители на двенадцать вольт и нагружал другую (чтобы им не было обидно ).   Тщательно крепил, дополнительно расклинивая между стенками гнезда сосновыми дощечками. Аккумуляторы не должны свободно болтаться! Подпрыгивая на кочках они постоянно будут испытывать удары, губительные для свинцовых пластин, от которых также ломаются клеммы и перемычка. Пластины, от таких ударов, осыпаются и батареи “умирают”  намного раньше срока.  Потом, до блеска, зачищал  клеммы и смазав их безкислотным  вазелином, обматывал шерстяными тряпочками. Сверху ложил лист резины исключающий случайное замыкание батарей и попадание грязи! Они в ответ служили мне “верой и правдой” выхаживая по два срока!

Ну что поделаешь? Умерли, так умерли! На всякий случай я ещё раз проверил клеммы и перемычку. Всё на месте ничего не отвалилось, не сгорело. Что делать? Вдруг я услышал шум мотора приближающего грузовика. Да! Это точно грузовик и по моему тоже “МАЗ” точно определить мешал дополнительный шум создаваемый отчаянно дребезжащими бортами разбитого, железного кузова! Я побежал ему навстречу, к дороге. Это был действительно видавший виды “МАЗ – 500”.  Такие МАЗы тогда часто использовались для технологических перевозок заготовок, между цехами внутри больших заводов. Увидев меня водитель заблаговременно включил правый поворот и заехав на стоянку, остановился рядом.

- Что случилось? – Спросил вылезший из кабины мужчина в серой потрёпанной кепке.

- Аккумуляторам каюк! – Ответил я и про себя отметил – этот в кепке наш! Шофёр! Встречались мне водители разные: и в шляпах, и в пальто, и в дублёнках, и в плащах! Жизнь потом всегда подтверждала, что все эти… в шляпах – левые в нашем деле! Только порассуждать. Бесплатных советов понадавать, в которых никто не нуждается! А когда касается конкретной помощи – буксуют!   По целому ряду причин, которые тоже они все очень убедительно умеют излагать. То у них время нет! То у них в машине ни одного гаечного ключа нет! Ну, а сейчас они бы мне прочитали целую лекцию, как губительно на их  аккумуляторах может сказаться “прикуривание”* и что помочь мне они ничем не могут. Вообще шофёр должен быть в кепке, можно в американской (бейсболке) или шапке ушанке! В куртке или ватнике прикрывающей спину и не стесняющей движение.

Мужика с МАЗа звали Виктор. – Провода есть? – Я всегда  возил с собой длинные провода от сварочного аппарата. На всякий случай! При своей солидной длине, толстые провода из чистой меди, имели маленькое сопротивление. Машины ими заводить было очень удобно. Так получалось, что я их использовал только для того, чтобы  кого то заводить… Вот теперь и мне послужат!

- Провода есть!

- Хорошо! Тебя как звать?

- Николай.

- Николай ты цепляй провода. Перекурим, посвистим немного, твои батареи за это время подзарядятся… Потом только – Чик и порядок!

- Давай Витя будем сразу пробовать. У меня на машине генератор идеально работает. Здесь причина в чём то другом… Ничего они уже не возьмут! Даже если мы с тобой свистеть будем всю Новогоднюю ночь до утра…

- И то правда…Давай будем пробовать! – Прибавив обороты своему МАЗу, засунув для этого под педаль газа отвёртку, Витя одел рукавицы, взял провода и потрусил одним поднятым вверх – Правый плюс!     

- Понял! – Я опять повернул ключ зажигания и опять МАЗ виновато “укнул”, сделал только пол оборота… Проверили контакты. Всё нормально! Попробовали ещё. Теперь у МАЗа даже на пол оборота колен вала сил не хватило. Он только беспомощно трещал втягивающим реле стартера.

- Наверное стартёр на себя берёт – предположил Витя. – Трос у тебя есть? Давай попробую тебя с буксира завести.

- Спасибо! Ничего не выйдет. Ты пустой, а у меня только груза двадцать две тонны!

- Давай, давай попробуем!

- Ну давай…- Витин МАЗ отчаянно завилял задом, а мой не сдвинулся с места даже на миллиметр. Видя что ничего не получается, он сдал немного назад и попробовал с рывочка.  Ничего! Я посигналил – Не мучай машину! Ну не выходит ничего! Как он бедный может меня потянуть, да ещё на снегу?! Езжай! С Новым Годом тебя! Ещё может успеешь к праздничному столу, под бой курантов!

Витя с досадой сдвинул кепку на затылок и …беспомощно развёл руки. – Ну… извини!

- За что?  Спасибо! Спасибо тебе за то что остановился! Спасибо за то, что хотел помочь и сделал для этого всё, что мог…

- Ну бувай! Не поминай лихом!

- Счастливо!

Скоро красные огоньки МАЗа исчезли в темноте, а вместе с ними исчезла и надежда! Это сегодня скорее всего был последний шанс.

Нагих Н.Ф. – Комбат.

Банка - Корпус 12V батареи имеет шесть секций, в которых размещены шесть последовательно соединенных элементов, напряжением по 2V. Одна секция аккумуляторной батареи с элементом называется банкой.

Прикурить – помочь завести ТС путём  параллельного подключения кабелями дополнительной аккумуляторной батареи или пары  батарей, если бортовая сеть на 24V.