Пусть тебя хранит Святой Георгий! (ч-2)

P6220271 

Снег пошёл сильнее. Впереди темнели  Уральские горы. Горы, скажем так – не очень сложные, но горы есть горы и какие бы они небыли, относится к ним надо серьёзно, с уважением - на “Вы”. Горы фамильярность и легкомыслие не прощают! Уральские горы старые, их разломы сглажены тысячелетиями. Напичканы они разными полезными ископаемыми и самоцветами которые теперь оказались почти на поверхности. На основных автомобильных дорогах здесь такие вещи как “серпантины”, “ тёщины языки” отсутствуют. Это не Кавказ и не Альпы, но расслабляться нельзя, особенно  Зимой, особенно когда идёт такой снег. Снег уже валил лопатой! Стеклоочистители не успевали его убирать, он намерзал на них гроздьями. Приходилось часто останавливаться и стучать щётками по стеклу чтобы поотбивать лёд.  Да видимость неважная. Я включил фары.

На Урале, по трассе “Москва – Челябинск”, есть тоже парочка серьёзных, затяжных подъёмов и спусков. Вот как раз и один из них   Усть – Катавский.  На перевал я поднялся благополучно, без приключений. Помогли новые  бобруйские шины с протектором ромбиком. Двадцать тонн груза, лежащие в прицепе, вдавливали их в снег,  не позволяя им проскальзывать. Правда пару раз, под конец подъёма двигатель взревел, резко набирая обороты. Колёса пробуксовывали. Я сбросил газ, принял правее захватывая обочину с рыхлым, не укатанным снегом и машина “ в натяжку”*  шла дальше. Ну!  Подняться поднялся. Слава Богу! А вот спускаться будет посложней…Двадцать тон груза устремятся вниз к основанию спуска и будут теперь тянуть машину вперёд, а не назад. Колёса запросто могут превратится в лыжи или коньки. Хотя один Бог знает, что опасней, когда тебя тянет назад или когда тебя тянет вперёд! Как карта ляжет…

Подкрались зимние сумерки Дорога,  предательски поблёскивая, исчезала в белёсо – сероватой кутерьме пушистых снежинок. Что там дальше? Какие сюрпризы в Новогоднюю Ночь она может мне подсунуть? В самый не подходящий момент! Спускаться надо осторожно. Главное тут – не дать авто поезду набрать, до конца спуска, скорость при которой он станет не управляемым. Вдруг впереди какое то .препятствие – трактор едет без габаритных огней, или какого то бедолагу уже развернуло поперёк дороги перекрыв обе полосы, или один буксует, а другой “хитрый” думает – Ты себе буксуй а я пройду! Думал пройду и не прошёл! Остановился рядышком на встречной полосе, перекрыв движение и не назад, и не вперёд! В таких случаях говорят – закупорил подъём! А что делать тому кто идёт на спуск, ему “ в лоб” и не может остановиться?! В обрыв нырять?! Я съехал на обочину . Постоял, покурил. Вокруг тишина такая, что мне показалось будто слышно как шелестят падающие, мохнатые снежинки… Ещё раз внимательно посмотрел на дорогу. Потом вылез из кабины, прошёлся, пошаркал по ней подмёткой ботинка. Скользко. Под снегом ледок видимо после оттепели остался или может когда то солью дорогу посыпали. Сначала подтаяло, а потом… Ладно! Надо ехать! Никуда не денешься… Как говорят итальянцы – Да поможет нам Святой Антоний! Аванти*! Тронулся со второй передачи и потихоньку пошёл на спуск периодически резко, но непродолжительно нажимая на тормоз, чтобы двигатель сильно не раскручивался.  так тысяч до двух не более. Вдруг обороты двигателя резко упали. Теперь получается всё наоборот. Когда идёшь на подъём и колёса проскальзывают, двигатель ревя начинает бешено, в холостую  вращать, освободившиеся от нагрузки, колёса. Когда идёшь на спуск – компрессия двигателя и сила сцепления принимают на себя основную нагрузку торможения, ещё парашютом*  чуть – чуть помогаешь  придерживая машину. Только сила сцепления протектора с дорожным покрытием становится меньше силы компрессии двигателя, колёса перестают крутится,  начинают скользить как лыжи и в кабине наступает пугающая тишина. .

Хорошо….включаем третью передачу!  Мотор опять заурчал на повышенных оборотах. Через некоторый промежуток время, который мне показался очень маленьким, как мгновенье, всё повторилось. Четвёртая! На четвёртой передаче получилось продержаться подольше. Полуприцеп бесполезно болтался сзади уходя то влево то вправо вроде как пытаясь обогнать тягач. Я прекращал тормозить им, выравнивал автопоезд и переключался на следующую, повышенную передачу! Пятая! Шестая! Седьмая!!!  Если набирать скорость такими темпами…. к концу спуска она будет “космической” и  даже не очень крутой поворот влево, который в самом низу,  может стать просто не преодолимым! Сжав зубы я включил восьмую – прямую передачу! Это я прошёл только немного больше половины спуска! Неприятное чувство испытываешь когда понимаешь, что если вдруг понадобится остановить машину ты просто это не сможешь сделать! Дай Бог только чтобы дорога была свободной! Вдруг впереди на встречной полосе появился чёрный отрезок дороги метров сто. Может немного больше. Может немного меньше. Это видимо кто то не смог выбраться на подъём  и часть его посыпал песком, а часть просушил колёсами. Подарок судьбы! Попробуем зацепится… Осторожно выехал на встречную и когда колёса прицепа зашли на чистое место начал плавно тормозить парашютом. Прицеп потянул машину назад, а я стал уже более уверенно тормозить рабочим тормозом – всеми колёсами тягача и полуприцепа!  Шероховатый кусочек  дороги совсем маленький! Но… Мне его хватило чтобы резко сбросить скорость и вернутся на четвёртую  передачу. М-да… Только тот, кто испытал эти ощущения побывав в подобных ситуациях, может до конца понять и оценить шоферское напутствие - “Шершавой дорожки тебе!” Я включил прожектор на крыше кабины. Луч света выхватил молоденькие сосенки растущие на склоне горы  Ага… начинается поворот. Скорость вполне подходящая, можно без всякого риска “вписаться”.  Уже нет опасности, что центробежная сила бросит автопоезд на троса ограждения натянутые между жиденькими бетонными столбиками, которые поломаются, под его весом, как спички или положит его на бок! Ну вот и поворот, ну вот и конец этого спуска.  Впереди прямая, потом опять подъём.   Надо брать хороший разгон!

О! А что это за НЛО с красными фонарями, внизу, справа от дороги в сугробе приземлилось? Или может мне показалось? Надо пойти посмотреть! Если не показалось, то заодно и  познакомлюсь с “инопланетянином”…. Отрезок трассы между спуском и подъёмом, находящийся в ложбине, хорошо продувался ветрами. Снег здесь не задерживался и поэтому асфальт был сухой и чистый.  Я без труда остановился. НЛО оказалось новеньким вездеходиком “ГАЗ – 66”*  молоковозом, ещё без номеров, слетевшим с дороги в кювет. Кювет здесь был относительно не глубокий, а снег погасил скорость и не дал ему перевернутся. Передним бампером и кабиной он нагорнул перед собой  высокий сугроб сработавший как большая подушка безопасности, да так и остановился уткнувшись в него мордой. По пояс в снегу я  добрался к “газону” и постучал в дверь.

- Эй, инопланетяне… Выходите! Вы окружены! Сопротивление бесполезно! – Кабина газона качнулась, дверь открылась и я увидел смуглое лицо парня лет тридцати. Он удивлённо и радостно, видимо ещё не веря в происходящее, смотрел на меня.

- С наступающим Вас Новым Годом! - Не удержался я чтобы немножечко не съязвить и уже серьёзно добавил - Как ты дружище? Цел?

- Цел.

- А что с машиной?

- Вроде тоже всё в порядке…

Да, зарылся ты в этот сугроб конкретно, как медведь в берлогу!    Даже вездеходу отсюда самому не выбраться.

- Да я уже пробовал…Ничего не получается! Я его только получил. Новенький. Ни троса нет. Ни лопаты…

- Ладно! Не оправдывайся. Я не инспектор ГАИ и даже не суд присяжных… Пошли, возьмём лопату, трос. Будем пробовать тебя вытаскивать. Сначала надо докопаться  до буксировочных крючьев на бампере.  Долго здесь “загораешь”?

- Да уже вторые сутки.

- И что? Никто не остановился помочь?!

- Да машин грузовых совсем мало идёт… Стал один. Так ни у него, ни у меня троса нет.

- Не замёрз?!!

- Если честно, озяб крепко и спать сильно хочется…

-Э…ты это брось! Анну пошли, пошли со мной! Я тебе сейчас быстренько кружку кофе горяченького организую!    Сразу поможет!

- Может сначала вытащим машину?

- Нет сначала ты попей кофе, отогрейся! Я сейчас чайник поставлю. Вот кофе. Вот сахар. Вот кружка, ложка. Закипит вода, сделаешь себе сам. Вот сало, хлеб. Вот цибуля. Пока чайник закипит, сиди грейся, хочешь сала пожуй, тоже от холода помогает хорошо! Я пока пойду трос отмотаю и снег покидаю немного, чтобы твоего кузнечика можно было зацепить. Зелёный “Газон” с жёлтой цистерной для молока, действительно сильно смахивал на кузнечика с жёлтым брюшком.

- Не удобно как то…- Замялся парень.

- Неудобно спать на потолке! Одеяло падает! Всё остальное удобно. Давай… Действуй!

Нагих Н.Ф.- Комбат.

*****************************************************************************************

“В натяжку”  - Двигаться/трогаться значит давать двигателю для этого минимально возможные обороты, только чтобы он не заглох, что позволяет протектору зацепится за незначительные неровности и шероховатости дорожного покрытия, а не срывать их и  зализывать пробуксовывающими колёсами.

Аванти – Вперёд (итальянский)

Парашют – Приспособление для торможения, на скользкой дороге, только прицепом/полуприцепом автопоезда.

“ГАЗ – 66” – Двух мостовый, грузовой автомобиль с колёсной формулой 4 Х 4, повышенной проходимости, горьковского автомобильного завода. Небольшой собственный вес которого, удачное его распределение по осям, вездеходные, самоподкачивающиеся  колёса, система блокировки и демультипликатор позволяли  очень эффективно преодолевать участки бездорожья. Стоял на вооружении в Советской Армии как малый артиллерийский тягач для буксировки сто двадцати  миллиметровых миномётов, перевозки личного состава, фельдегерьской связи. В народном хозяйстве в основном использовался в трудно проходимой местности..