Пусть тебя хранит Святой Георгий! (ч-1)

Георгий поражающий змия

Святой Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. Образ его  всегда ассоциируется с неожиданным, чудесным избавлением от казалось бы уже неизбежной беды или смертельной опасности.

Скоро Новый Год. Хороший это праздник,  домашний с запахом хвои и пирогов, с ожиданием подарков и новой, лучшей жизни в наступающем году! С надеждой… А я еду из Италии на Казахстан, в Алма-Ату… Холодный ветер таскает через дорогу чёрные шары “перекати поле” и жидкую позёмку. Только что проехал Уфу. Башкирия…Где то здесь во время войны была в эвакуации моя мама и бабушка. Мама всегда  с особенной теплотой рассказывала  об этом народе – Такие добрые, такие отзывчивые люди! Сами бедовали , но всегда старались хоть чем то нам помочь! Жили голодно и холодно.  Печку топили высохшими стеблями неубранного прошлогоднего подсолнечника. Натаскают целую копну, а через пару часов уже ничего нет. Сгорел весь. Горел он  ярко, давал хороший жар, но уж слишком быстро – как порох. Из пищи, на столе было самое простое, частенько случалось так, что и картофельные очистки приходилось варить и кушать. Мама от голода ослабла и опухла. Бабушка вызвала врача… Пришёл старенький сельский фельдшер в пенсне с дореволюционным саквояжем. Осмотрел её, послушал через деревянную трубочку и говорит бабушке – Вашей дочери нужны витамины! Лучше всего, я бы порекомендовал ей кушать свежие яблоки… Бабушка сначала плакала, а тут и плакать перестала, от обиды слёзы высохли. – Вы что доктор, над нами издеваетесь? У нас куска хлеба нет! Лушпайки от картошки варим, чтобы ноги от голода не протянуть! А мужчины наши между прочим на фронте! Родину от врага защищают! А вы говорите – Яблоки свежие есть надо…- Ну, ну милочка не горячитесь! Сейчас всем трудно… Это я так сказал, в идеале... Ну если хотите, пофантазировал. Не волнуйтесь! Что то будем думать… Что то будем делать…

На горизонте появилась фура. Я включил фары. Встречный тоже включил всю свою иллюминацию, нажал на клаксон, бросил руль и двумя руками махал, приветствуя и поздравляя меня с наступающим Новым Годом одновременно! Я сделал тоже самое. На трассе машин было совсем мало, а грузовиков практически не было совсем. Те редкие бродяги, которые встречались особенно энергично приветствовали друг – друга, как старые, добрые друзья которых праздник застал где то вместе, вне дома, у одной ёлки. Место встречи одно – дорога! И ёлка есть, даже не одна! Их много вон на обочине растёт… 

Я снова посмотрел на замёрзшие, слегка припорошенные снегом поля и представил как хрупкая девчушка лет пятнадцати в ватнике сгибаясь под порывами пронизывающего ветра, тащит на себе охапку подсолнечника. Вязанка сама не тяжёлая, но большая по объёму, создаёт парусность. Ветер цепляется за неё, хочет вырвать из замёрзших, посиневших от мороза рук, мешает идти. Она осторожно передвигает опухшие от голода ножки по замёрзшим кочкам поля и дышит на свои ладошки пытаясь их согреть. А сколько ещё этих вязанок надо притащить, чтобы согреть дом… Не успеешь зажечь как они уже и сгорели. И снова холод противной  змеёй заползает во все щели.  Представил и поёжился, зябко как то стало даже в тёплой кабине.

После войны у мамы так и осталась привычка тонко, тонко чистить картошку, снимая с неё слой кожуры толщиной в папиросную бумагу. Бабушка часто ей говорила – Валечка, война давно закончилась! Чего ты мучаешься? Ещё у мамы была привычка посуду от кефира и сметаны сначала споласкивать кипячённой водой, которую она потом выпивала! Это после голодовки осталось – беречь и использовать каждую калорию! Я уже не говорю о хлебе! Хлеб это святыня! Упаси Боже чтобы мы хоть маленький, зачерствевший кусочек выкинули… Тот кто пережил в своей жизни голод, знает! Эх! Мама, мама…

Впереди, на безлюдной автобусной остановке, неожиданно появились две пожилые полные женщины. Видимо они прятались от ветра, а услышав шум мотора покинули своё укрытие и вышли почти на дорогу голосуя. Я включил правый поворот и остановился. Подвезёшь милок? Автобуса нет! Наверное уже антихрист водку пьёт…Думали уже, что закоченеем от холода, зябко.  - загалдели они вскарабкавшись в кабину.

- Да подвезу конечно девчата! Вы уже и в кабину залезли. Что Вас теперь выгонять?!

- Нет! Ты что! Как это нас выгонять?! Смотри погода какая! Хороший хозяин собаку из дома не выгонит…

- Ладно усаживайтесь поудобней. Едем. Предупреждаю сразу – Я еду только до Алма – Аты!  

Бабки, раскрасневшиеся от мороза, в тёплых кофтах и поддёвках с сумками еле втиснулись в кабину. – Дай Бог тебе милай здоровья!  Нам здесь недалеча,   километров пятьдесят. А ты что в Алма – Ату едешь?

В Алма – Ату.

- А откудава?   

- Из Италии

- Ой из самой Италии? Это же надо!  Из самой Италии человек едет! Ты слышишь Маша? – обратилась к своей подруге та что сидела ко мне поближе. – А сами что? Итальянцем будете? - опасливо спросила она

Я засмеялся -  Нет девчата! Сам я русским буду! Из Одессы я.

- А я то и думаю,  сказала та что сидела   рядышком, с облегчением,  итальянец, а так хорошо говоришь на русском…

- Ну и как тебе наши места? Спросила меня  другая женщина которая сидела у окна и которую как я понял звали Машей.

- Нормальные места. Да они мне и не чужие…здесь моя мама во время войны в эвакуации была.

- Ой милок не говори! Главное чтобы Мир был, да люди горя не видели! Знаешь сколько мы  от немца натерпелись?

- Маша не удержалась. – Ну ты даёшь Катя! Здесь же немца не было…

- Тю на тебя Маша! Так я же тогда жила в брянской области! Помню немцы только пришли, заходят к нам в избу и говорят – Давай матка, жарь курку! – а я и не знаю, что делать. Руки дрожат. Ложила  куру в грубку да и уронила на пол. А он фриц проклятый подскочил, схватил её и этой самой курой меня по морде, по морде! И кричит - Не умеешь матка курку жарить! А наши русские полицаи? Что лучше были?! – Она в сердцах махнула рукой. - Я фрицев сразу  возненавидела! Стою как то  возле речки… Постирала, дай думаю дух хоть немного переведу, а он антихрист сзади подкрался и толкнул меня! Я как была в одёжке так и бултыхнулась в воду! Ах ты супостат проклятый креста на шее не имевши! Так осерчала, так осерчала, что уж и не помню как в руки коромысло ухватила! А фриц хлюпенький попался. Лежит и не шевелится! Ну думаю убила… Теперь всё!  Застрелят! Ан ничего, пронесло…

- Вот видите и Вы Советской Армии помогли – улыбнулся я. – Да ну тебя! Отмахнулась   она и вдруг заволновалась – Ой милок притормози! Нам здеся.  Став сразу серьёзными они начали копаться в сумках доставая кошельки – Сколько мы должны за проезд? – Я протестующе замахал рукой - Нет, нет ничего Вы мне не должны!

- Слушай! А может к нам в село заедешь? Встретишь Новый Год, мы тебе дивчину хорошую, холостую  найдём… Попразднуешь, отдохнёшь в баньку русскую сходишь, да и поедешь себе потом дальше…с Богом ! У нас самогоночка…пальчики оближешь!

- Спасибо! Нет! Я поеду... Предложение Ваше конечно заманчивое, но…и опасное! А вдруг Ваша доярка мне так понравится, что и уезжать потом не захочется? Да и самогон хороший дело серьёзное! У меня груз срочный. Его в Казахстане ждут! Оборудование для нефтяников

- Ну как знаешь… и они на перебой стали мне желать… в Новом Году…

- Спасибо девчата! Спасибо! Если хотя бы одна десятая часть, из того что Вы мне нажелали, попадёт Богу в уши и исполнится я буду самым счастливым человеком!  Они вышли оставив на том месте где сидели пригоршню конфет, горку яблок и орехов.

Я ехал дальше и думал – Вот она  славянская душа! Открытая, широкая, чистая. Сколько горя перенесли, жизнь такую тяжёлую прожили и самогоночку пьют, и матюгнуться  могут,  а души сохранили  девственными!

Нагих Н.Ф. – Комбат.

-