Договорное

Самое важное изобретение в истории человечества - письменный договор. Он позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу.

Многие перевозчики работают без заключения договоров на перевозку со своими клиентами, предпочитая не тратить время на согласование и уточнение деталей отношений. Однако при возникновении проблемной ситуации зачастую оказывается то мнимая экономия способна вылиться в значительные потери не только времени и денег, но и  репутации.

Перевозочная документация содержит далеко не полную информацию о параметрах перевозки, обязанностях и ответственности сторон, а договоренности "на словах" не помогут при разбирательстве в суде.

В принципе можно обойтись и без договора вовсе - например обговорив условия сделки по телефону. Но в таком случае разбирательство проблем будет основываться на положениях, указанных в действующих законодательных актах, в частности в уставе автомобильного транспорта. Он регламентирует многие параметры грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, но формулировки достаточно расплывчаты.



Во-первых, не устанавливаются четкие сроки доставки груза - перевозчик обязан лишь осуществить перевозку в разумный срок по кратчайшему маршруту. Понятие "разумный срок" конкретизируется судом в каждом случае отдельно, но если уж дело дошло до суда, значит заказчик больше никогда не воспользуется услугами данного перевозчика.

Во-вторых, не предусмотрено никакой ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки по Украине, а штраф за просрочку при международных перевозках неадекватно мал. Мера ответственности перевозчика, установленная пунктом 137 Устава автомобильного транспорта, ограничивается штрафом в размере 15% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 90% от провозной платы.

В-третьих, необходимо указать точное время подачи транспорта под погрузку. Поскольку стандартных нормативов не существует, компенсации за опоздания, простои и связанные с ним убытки могут быть взысканы только при указании конкретных требований в договоре.

В-четвертых, по объективным причинам не оговариваются вовсе такие условия как тарифы и прочие специфические параметры которые у каждого заказчика свои.

В-пятых, важнейшей задачей договора является фиксация договоренностей о  размерах, порядке и сроках оплаты за услуги и возмещение расходов, которые могут возникнуть при перевозке.

Взаимоотношения между заказчиком могут быть разовыми или регулярными. Если перевозка "разовая" или потребность  в перевозках возникает эпизодически, составлять договор не обязательно - договорные отношения фиксируются заявкой грузоотправителя и товарно-транспортной накладной. Заявка на разовую перевозку должна включать наименование грузоотправителя, адрес, дату и время подачи транспортного средства под погрузку, точный адрес грузополучателя, наименование и количество груза, род упаковки, количество грузовых мест.Однако наиболее важным с юридической точки зрения документом является товарно-транспортная накладная. Она включает в себя детальное описание как самого товара, так и существенных условий перевозки.

При оказании экспедиторских услуг в соответствии с Законом Украины " О ТЭД" заключение договора является обязательным условием осуществления деятельности. В этом случае заявка является приложением к договору экспедирования (протоколом согласования стоимости услуг). И это уже совсем другая история.... Об экспедиторских договорах, их видах, особенностях и условиях применения я расскажу Вам  в следующий раз...

З.Ы. В моем новом проекте "Транспедия" висит открытым вопрос о печатях на границе... Может кто нибудь из камрадов даст развернутый ответ?