Самое важное изобретение в истории человечества - письменный договор. Он позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу.
Перевозочная документация содержит далеко не полную информацию о параметрах перевозки, обязанностях и ответственности сторон, а договоренности "на словах" не помогут при разбирательстве в суде.
В принципе можно обойтись и без договора вовсе - например обговорив условия сделки по телефону. Но в таком случае разбирательство проблем будет основываться на положениях, указанных в действующих законодательных актах, в частности в уставе автомобильного транспорта. Он регламентирует многие параметры грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, но формулировки достаточно расплывчаты.
Во-первых, не устанавливаются четкие сроки доставки груза - перевозчик обязан лишь осуществить перевозку в разумный срок по кратчайшему маршруту. Понятие "разумный срок" конкретизируется судом в каждом случае отдельно, но если уж дело дошло до суда, значит заказчик больше никогда не воспользуется услугами данного перевозчика.
Во-вторых, не предусмотрено никакой ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки по Украине, а штраф за просрочку при международных перевозках неадекватно мал. Мера ответственности перевозчика, установленная пунктом 137 Устава автомобильного транспорта, ограничивается штрафом в размере 15% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 90% от провозной платы.
В-третьих, необходимо указать точное время подачи транспорта под погрузку. Поскольку стандартных нормативов не существует, компенсации за опоздания, простои и связанные с ним убытки могут быть взысканы только при указании конкретных требований в договоре.
В-четвертых, по объективным причинам не оговариваются вовсе такие условия как тарифы и прочие специфические параметры которые у каждого заказчика свои.
В-пятых, важнейшей задачей договора является фиксация договоренностей о размерах, порядке и сроках оплаты за услуги и возмещение расходов, которые могут возникнуть при перевозке.
Взаимоотношения между заказчиком могут быть разовыми или регулярными. Если перевозка "разовая" или потребность в перевозках возникает эпизодически, составлять договор не обязательно - договорные отношения фиксируются заявкой грузоотправителя и товарно-транспортной накладной. Заявка на разовую перевозку должна включать наименование грузоотправителя, адрес, дату и время подачи транспортного средства под погрузку, точный адрес грузополучателя, наименование и количество груза, род упаковки, количество грузовых мест.Однако наиболее важным с юридической точки зрения документом является товарно-транспортная накладная. Она включает в себя детальное описание как самого товара, так и существенных условий перевозки.
При оказании экспедиторских услуг в соответствии с Законом Украины " О ТЭД" заключение договора является обязательным условием осуществления деятельности. В этом случае заявка является приложением к договору экспедирования (протоколом согласования стоимости услуг). И это уже совсем другая история.... Об экспедиторских договорах, их видах, особенностях и условиях применения я расскажу Вам в следующий раз...
З.Ы. В моем новом проекте "Транспедия" висит открытым вопрос о печатях на границе... Может кто нибудь из камрадов даст развернутый ответ?