Мышка (ч-9)

галерея Святого Губерта.  Св. Г                                                                                                                              
Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух. ********************************************************************************           
Антуан де – Сэнт Экзюпери
Уходя, я ещё раз остановился и оглянувшись посмотрел на статую…  Мне показалось, что я услышал плач младенца, а может тихое  всхлипывание женщины, вынужденной навсегда отдать своего ребёнка на попечение  властей города и церкви! Видимо даже твердая уверенность в том, что так будет лучше для него, не умоляла огромного материнского горя, которое нормальному человеку вообще трудно представить! Противный холодок пробежал по моей спине. Я поёжился и зашагал по брусчатке, действительно видевшей это и слышавшей, догонять Николя.        
- Вот и пришли! Мы с тобой сейчас находимся между улицей Марше-о-Эрб и улицей Экюйе. Это Королевские Галереи Святого Юбера – самый первый торговый центр и архитектурный комплекс с крытыми галереями в Европе. Его, в стиле итальянского нео-реннесанса, построили при Леопольде I, по его инициативе и при его непосредственном участии. Первый камень в фундамент здания, собственноручно положил первый король Бельгии! Это очень интересное здание, даже не здание, а  торговая улица накрытая  великолепным стеклянным сводом, под которым на самом деле скрываются три галереи – Галерея Короля, Галерея Королевы и Галерея Принца.   Здесь собрано множество роскошных магазинов, художественных салонов, ресторанов и кафе, книжные магазины, скорняжные лавки, театр и кинотеатр. Уличные музыканты играют здесь классическую музыку. Это настоящая Мекка для туристов и даже если бы нам здесь ничего не надо было покупать, я должен был тебе её показать!
- Спасибо, дорогой! Зайдя во внутрь я задрав голову рассматривал стеклянный купол галереи.  - Пассаж*.
- Что пассаж?
- Николя, я же не сказал – Какой пассаж! Я просто сказал пассаж… У меня дома есть тоже  такой магазин, вернее куча  магазинов под одной стеклянной крышей, только намного меньше,  называется – “Пассаж”,  а ты что подумал? Я тебя только прошу, книжные магазины и всё! Судя по всему, эти бутики не для бедных! Не знаю как в Бельгии, в других странах я, не имея возможности хоть что то купить, в магазины не заходил вообще, даже если сильно хотелось посмотреть на роскошные прилавки. Зайдёшь, сразу к тебе подходит услужливая, очаровательная продавщица и начинает проявлять внимание…Говоришь- пока ничего не надо. Момент, хоть дайте оглядеться! Очарование сразу блекнет, глазки тухнут – А Руссо… Кукен – кукен*.. Не люблю я этого! Книжных магазинов здесь действительно было много. От обилия красочных обложек и золочённых переплётов разбегались глаза. Книги ровными рядами стояли на полках, лежали на прилавках и стопками просто на полу. Здесь царила совсем другая атмосфера – можно было по долгу   ходить между стеллажами,  выбирая то что тебе надо конкретно, или просто разглядывая всё подряд, никто на тебя не обращал внимание, а подобрав что то, присесть на лавочку, на ступеньку лестницы, или прямо на стоящую на полу пачку книг и спокойно полистать, почитать… Никого это не смущало и ни у кого не вызывало раздражения. Проблема была другая – практически не было литературы на русском языке. После довольно продолжительных поисков, в одном небольшом букинистическом магазине, я всё таки нашёл то, что искал! Это было, неизвестно как туда попавшее, фундаментальное повествование американского писателя Ирвинга Стоуна, на девятьсот  пятьдесят семь страниц, о жизни величайшего итальянского скульптора, живописца. архитектора и поэта Эпохи Возрождения  Микеланджело – Буанарроти   -    “ Муки и радости”.  Моё первое знакомство с этим писателем произошло ещё в юности, когда я прочитал его биографическое произведение  “ Моряк в седле” о Джеке Лондоне. Тогда я, мальчишка из южного приморского города, ещё не знал, что сам стану “моряком в седле”! Я так всегда называю водителей – дальнобойщиков выполняющих международные рейсы! Книга была изрядно потрепанная и глядя на неё вспомнился расхожий немного пошлый, но меткий афоризм – “Хорошая книга, как красивая женщина, обычно имеет несколько потрёпанный вид!” Я остался очень доволен своей находкой и облегчённо вздохнул – Всё Николя! Мы с тобой сделали очень нужное и важное для меня дело! На недельку, как минимум, мне теперь было гарантированно избавление от одиночества и разных не совсем весёлых мыслей!  Быстро читать я не люблю, а многие места, возвращаясь назад, перечитываю по два, три раза. – Слушай а кто такой Святой Юбер?
- Ты что не знаешь кто такой Святой Юбер?! Удивился Николя.
- Что то знакомое… Где то по моему слышал… Нет, не могу вспомнить!
- Святой Юбер или Губерт - считается небесным покровителем охоты, заступником всех охотников и животных, которых  он оберегает от бешенства и дурного поведения.  Будучи представителем знатного рода, Губерт однажды  был изгнан из королевского двора, после после чего  отправился на север Франции. Живя там,  как то утром Великой Страстной Пятницы, он совершил тяжкий грех! Увидев крупного оленя, будучи страстным любителем охоты,  не удержавшись от соблазна, пренебрёг запретом и начал его преследовать. Когда он почти настиг свою жертву, убегающий олень внезапно, резко остановился и удивлённый Губерт увидел золотой крест сверкающий между ветвистыми рогами красавца оленя, а с небес раздался громоподобный глас Божий – Остановись Губерт! Ты совершаешь грех! Ежели ты не внемлешь мне и не начнёшь с этого момента жить свято, искупая грехи свои, то очень скоро будешь низвержен в ад! Потрясённый  Губерт дал оленю спокойно уйти и скрыться в чаще леса, а сам отправился в ближайший монастырь и постригся в монахи! В служении Господу, Губерт отличился незаурядным прилежанием, усердием и верой. Впоследствии он стал Епископом Льежским, проповедовал в Арденнах и Фландрии.   Даже будучи священнослужителем, Губерт не отказался от своего увлечения охотой. В те времена охотились практически все и в связи с тем, что это делалось не для развлечения, не для  бессмысленного убийства диких животных в своё удовольствие, а просто было необходимо для пропитания, грехом не считалось.
- Николя! Вспомнил. Конечно!  Гончие собаки Святого Губерта или Сан – Губер! Исчезнувший вид! Редкий случай, когда взбунтовавшийся народ в знак протеста истребил практически всю породу прекрасной охотничьей собаки, которая у них ассоциировалась с пышной королевской забавой и вытоптанными полями!      Ну и сам вид у собак был царский тоже … Избыточная кожа на шее образовывала складки напоминающие локоны париков придворных вельмож. На самом же деле, во время работы по следу складки кожи сдвигались вперёд на низко опущенную голову собаки, закрывая ей глаза и уши, тем самым приглушая все посторонние раздражающие и отвлекающие факторы,  позволяя ей довериться только собственному обонянию идя строго по конкретному следу! Не отвлекаясь больше ни на кого и ни на что!
- А ты откуда это знаешь?!
- А я это Николя, знаю потому, что сам много лет увлекаюсь охотничьими собаками! Больная тема! Собачки правда у меня маленькие, но охотники отличные! Таксами называются… Нет, не такси! Порода называется -Такса! Знаешь, иногда до смешного доходит. Когда уезжал моя собака -“Асоль” должна была рожать! На днях звоню жене, а она говорит, что щенки уже ходить начали. Восемь штук! Слышно было плохо. Я ей кричу – Вера обязательно на пол постели старое одеяло! Пол паркетный, скользкий у них на нём лапки будут разъезжаться, от постоянного напряжения может испортится экстерьер! И говядинкой свежей подкармливай, чтоб рахит не развивался! Она несколько раз переспросила пока поняла. А потом, когда разобралась в чём дело,  говорит - Ну ты и ненормальный! Запропастился чёрт знает где и когда наконец объявился ….про собак мне рассказываешь! Ну, а что мне ей ещё рассказывать? Про облака? Или как я пиво с бульонными кубиками пью?!  Что бы она там за меня переживала?!
- Не обиделась?
- Да наверное нет…, что она первый день меня знает…
- Хорошо! Тогда, слушай дальше! Тебе значит это будет интересно!  Как я тебе уже говорил, будучи Епископом Губерт продолжал занимаясь охотой и держал большую псарню ушастых гончих собак, которых  любил, занимался их разведением и улучшением породы. Ничего удивительного в этом не было. Многие священнослужители и монахи тогда занимались охотой тоже. Удивительно было то, что  когда Епископ проводил мессу, все собаки тихо лежали  внимательно слушая молитвы которые он читал и не проронив ни единого звука ждали своего хозяина. На  всех изображениях, рядом с Губертом всегда присутствует его  длинноухая  собака. Католики Бельгии и не только, очень любили Губерта. Он был одним из самых популярных и почитаемых светских и религиозных деятелей своей эпохи. После его смерти, через шестнадцать лет, когда вскрыли склеп в котором  лежали останки,  обнаружилось что мощи Епископа не тленны! Это произошло третьего ноября. Губерта канонизировали и начали каждый год,  третьего ноября в честь него устраивать праздник!  В день его памяти в Бельгии в храм его имени допускают охотничьих псов, что вообще-то строго запрещено канонами Христианской Церкви.  После мессы,  архиепископ Льежский, специально приезжающий  на праздник в город Сен Губер, начинает кропить животных святой водой! Каждый хозяин норовит поднести своего пса под благословение! День памяти Святого Губерта ещё называют Днём Охотника.
Николя глянул на часы. ОГО! Слушай, ты же ещё даже не завтракал! Давай так, здесь совсем рядом, на углу улицы Строофстраат и Эйкстраат находится малыш Жулиан или знаменитый “Маннекен Пис” – писающий мальчик! Эмблема Брюсселя! Пойдём посмотрим?! А вообще нет! Сейчас поедем ко мне пообедаем, отдохнёшь! А вечером, я всё равно хотел тебе показать ночной Брюссель,  посмотрим всё то, что успеем посмотреть…
- Да ты за меня не беспокойся! Мы привыкшие к трёх разовому питанию – Понедельник,  Среда и Пятница….
- Я знаю! Именно  поэтому мы сначала пообедаем, а потом продолжим!
- Интересно, почему галерею назвали именем Святого Губерта? Может потому, что здесь одни охотятся за покупками, а другие за покупателями?!
- Может быть… Вон ты…, когда нашёл свою книгу, задрожал как  Сан Губер почуявший добычу!
- Неужели прямо так и задрожал? А вообще может быть, со стороны виднее!
Нагих Н.Ф. – Комбат.
**************************************
- Пассаж  —  крытая галерея с рядом магазинов, имеющая выходы на параллельные улицы. Ранее использовалось (устаревшее значение) как - странный и неожиданный случай, курьёз. (франц)
- Кукен – смотреть (немецк)