Хроника кризиса на транспортном рынке: 2002 - 2009


Найдено на форуме Lardi

2002 год. Всего четыре года прошло с начала кризиса 1998 года. Экономика страны довольно бурно развивается, но предпринимателям не хватает финансирования. Банки дают кредиты неохотно. Предпринимателям в часто нечего предложить в залог. Грузовых автомобилей не хватает. Экпедиции ищут машины, а не грузы. Цены на перевозки поддерживаются на довольно высоком уровне.

2003 год. Банки начинают выдавать кредиты на приобретение грузового транспорта, но пока только нового. Все еще выгодно купить БУ автомобиль за наличные вместо нового в кредит. Предоплата должна составлять не менее 25% от стоимости авто, процент примерно 18% годовых.

2004 год. Банки ужесточили условия выдачи кредитов для приобретения грузового транспорта. Теперь предоплата при покупке должна составлять не менее 40% от стоимости авто, процент не менее 25% годовых.

2005 год. Банки возобновили кредитование перевозчиков при покупке транспорта. Предоплата составляет 5-10%, процент – 14% годовых.

2006 год. Теперь банки выдают кредиты на приобретение транспорта БУ. Кредиты выдаются всем подряд. Можно как угодно быстро расширять свой бизнес.

2007 год. Украина, в лице мелких перевозчиков, приобретает необходимое для экономики количество грузовиков. Рентабельность перевозок начинает падать. Она уже меньше, чем в среднем по другим отраслям. Вот сейчас бы пора всем включить мозги и спрогнозировать, что же будет дальше. В первую очередь должны включить мозги Министерство Экономики и Министерство Финансов. Министерству Финансов нужно было запретить банкам дальнейшее финансирование приобретения грузового автотранспорта, так как необходимое количество грузовиков в стране уже есть. Предпринимателям при составлении бизнес-планов тоже не мешало бы учитывать ситуацию и не брать кредитов на расширение парка, в крайнем случае, можно было брать кредиты только на обновление существующего парка. Вместо этого кредиты бездумно выдаются направо-налево.

2008 год. Украина, в лице мелких и крупных (все помнят покупку 2000 ДАФов) перевозчиков приобретает совершенно безумное количество автотранспорта. Совокупные ежемесячные выплаты по кредитам намного превышают совокупную прибыль по отрасли. Под угрозой не только транспортники, но и банки, которые их финансировали. Излишек грузовиков не продашь обратно в Европу и в Россию. Цены падают намного ниже рентабельности. Многие перевозчики, закрывая текущие финансовые дыры, берут загрузки, которые не только не приносят прибыли, но приносят прямой убыток.

2009 год. …Львов-Киев… БИ-БИ…


Автор: ЧП Романенко С. И. (Киев)