О страховании грузовых перевозок

strahovanie_gruzov

Страхование грузоперевозок является необходимостью для всех сфер деятельности, начиная с розничной торговли и заканчивая тяжелой промышленностью. Естественным для каждого клиента является желание получить абсолютную защиту и заключить договор страхования, который бы полностью покрывал все возможные убытки во время следования груза.

Как лучше страховать?

Начнем с вопроса, как лучше страховать: каждую отдельную перевозку или же заключить генеральный договор со сроком страхования один год? Все зависит от количества планируемых перевозок. Если у вас в год будет до 10 перевозок, можно страховать каждую отдельно, но если больше, то лучше заключить генеральный договор, что сократит время на предоставление вами информации и уменьшит затраты на страхование, ведь, как известно, "оптом – дешевле".

Страховать груз нецелесообразно, если общий страховой платеж (стоимость страхования) превышает максимальную стоимость груза в одном транспортном средстве. В случае полного уничтожения груза вам выгодней самостоятельно его восстановить, чем оплатить перед этим его страховку. Приведу пример: если страховой платеж составляет 200 000 грн., а максимальная стоимость груза в одном транспортном средстве – 100 000 грн., и происходит страховое событие, то вы можете самостоятельно покрыть эти расходы. Это называется самострахованием. Такая ситуация может иметь место при больших объемах перевозок.

Какой должна быть компания-страхователь?

Важно, чтобы страхователем выступала компания, у которой есть имущественный интерес, то есть компания, владеющая перевозимым имуществом или несущая ответственность за него согласно документам. Иначе вы можете не получить страховое возмещение. Если грузом владеет несколько компаний, и трудно четко распределить, кто именно и чем владеет, то в договоре страхования можно прописать несколько страхователей (по согласованию со страховой компанией (СК), так как не все готовы на это согласиться).

Если страхователем выступает компания – резидент Украины, проблем не возникнет. Важен момент, когда страхователь – нерезидент Украины. В этом случае обязательным является следование груза непосредственно по территории Украины, так как иначе нет интереса для украинской стороны. Наглядный пример: если страхователем выступает резидент Польши, а маршрут перевозки Китай – Россия, то страховка в данном случае будет фиктивной. Ведь в маршруте нет прохождения через Украину и при убытке невозможно будет доказать интерес украинской стороны. Договор будет действительным, если страхователь по нему – резидент Украины. Но если страхователем выступает резидент Польши, а маршрут Китай – Украина, проблем не будет.

Как выбрать лучшее страховое покрытие?

Согласно Институтским условиям есть три вида страхового покрытия: ICC A – покрытие на базе "все риски"; таким образом у вас будет покрыто все, что не исключено; ICC В и ICC С – покрытие на базе "поименованных рисков": будет покрыт только убыток, входящий в определенный перечень рисков. Стоит отметить, что по этим вариантам страхового покрытия исключается группа рисков "противоправные действия третьих лиц", среди которых наиболее актуальны кража и грабеж. Что же выбрать? Все зависит от перевозимого груза. Если груз – это металл весом по 1 тонне каждая часть, можно выбрать и поименованное покрытие, но если вы перевозите технику, обувь или косметику, лучше будет воспользоваться покрытием "от всех рисков" (ведь данные группы грузов подвержены многим опасностям).

Есть дополнительное покрытие, которое можно включить в договор: покрытие убытков, понесенных при погрузке и разгрузке. Добавление этого риска стоит символическую сумму (некоторые СК добавляют его бесплатно), зато ваш груз будет защищен не только в пути, но и при загрузке в транспортное средство и выгрузке из него. Стоит оговорить тот случай, когда есть необходимость временно хранить груз (например, в порту, ожидая отправки). Обязательно следует добавить в договор опцию "покрытие во время промежуточного хранения".

Особое внимание – к схеме оплаты

При заключении договора необходимо обратить внимание на схему оплаты и сверки по осуществленным или планируемым перевозкам. В договоре страхования можно предусмотреть несколько вариантов.

По осуществленным перевозкам: – ежемесячная оплата (по результатам сверки фактически перевезенных за предыдущий месяц грузов); – поквартальная оплата (по результатам сверки фактически перевезенных грузов за квартал);

– оплата каждой перевозки по отдельности.

По планируемым перевозкам:

– авансовая ежемесячная оплата (по результатам сверки за текущий месяц, то есть оплата производится в размере стоимости страхования уже перевезенного груза, но авансово за следующий месяц);

– авансовая поквартальная оплата (по результатам сверки за текущий квартал, таким образом вы оплачиваете такой же платеж за будущий квартал);

– авансовая оплата за год (вы оплачиваете авансовый платеж за весь год страхования, но сверка произойдет по окончании периода страхования).

В зависимости от объемов перевозок можно выбрать любой удобный вариант оплаты.

И еще один момент, который стоит учитывать при страховании грузоперевозок. Во всех СК есть стандартное исключение: на страхование не принимается груз, который идет из страны / в страну под санкциями ООН / США (например: Ливия, Куба, Иран и другие). Таким образом, если маршрут перевозки проходит через эти страны, то покрытие на их территории не будет действовать. В основном СК, видя маршрут "Украина – Иран", весь этот маршрут сразу исключают. Хотя исключение должно действовать только на территории Ирана.

Все вышеуказанное поможет вам заключить договор с полным и необходимым покрытием, по которому вы получите страховое возмещение.

Ника Мельник, специалист отдела имущественного страхования компании BritMark специально дляUBR.UA