Недопонимаемое

Gold Fish Rising

Ставки поднимаются. Даже с поправкой на топливо, новый Налоговый Кодекс и беспредел власть имущих. Цена перевозки растет как на дрожжах…Тут напрашивается штамп «И ЭТО НЕ МОЖЕТ НЕ РАДОВАТЬ»…Но только почему-то не радует. Вот решила разобраться, и почему это?

Заказчики массово вспоминают про свой транспорт, мирно пылившийся на территории, уже почти полностью амортизированный за эру дармовозов. А при стоимости собственного транспорта 5.5грн\км мой подвиг доставить груз из Киева в Харьков за 5400грн выглядит жалко…По некоторым маршрутам это соотношение еще комичнее. Тут не печалиться впору, а экспедировать транспорт заказчика…

Заказчики более взвешенно выбирают поставщика. Теперь мало найти то, что тебе нужно по качеству, количеству и с перламутровыми пуговицами. Сегодня нельзя не брать в расчет расходы на доставку, и все чаще разница в цене товара и сроки поставки не оправдывают стоимость перевозки …Это тоже неплохо, потому как до недавнего времени по традициям, оставшимся нам от почившего СССР, можно было возить однотипные грузы как из Львова в Луганск, так и обратно…

Экспедитор, которого до сего дня среднестатистический перевозчик считал чуть ли не приживалкой, а заказчик относил к категории фрилансеров, которых в штат брать дорого, проще нанимать сдельно, - сегодня стал таким себе «переговорщиком», превращая для перевозчика нужный ему груз в реальную загрузку (то есть среднеотмороженные 3600 по б\н с НДС от отдела логистики предприятия, они же размазанные всеми табуретошными по всем сайтам 2500 переводом по загрузке, приводить к цивилизованным 4800 по б\н с НДС или комбинированным 3600 с НДС+1000 наличные…например ) и таки обеспечивая доставку этого груза ни в чем не повинному получателю…Это, конечно, еще не логистика, но уж лучше, чем «превращать воду в вино»…безнал в наличные то есть.

Перевозчик пребывает в противоречивом состоянии, объединяющем гордость за то, что наконец-то он сам определяет цену своей работы (интересно, кто ему раньше мешал? Неужели при цене солярки 3.75 нельзя было вот так, как сегодня, считать – что выгодно, а что нет?) и растерянность, что никто не звонит, не уговаривает, не подсовывает готовых решений – как предоставить транспорт, все правильно оформить и деньги получить вовремя…Некоторые староверы ушли в черный нал. Причем ни один не признАется, что от собственной непросвещенности, неграмотности и ограниченности (умолчим о лености и жадности – основных двигателях прогресса). Новый лозунг таких деятелей: «Если заказчику надо, чтобы я его груз отвез, то это его проблема, где взять наличные. Захотят – найдут». Но в этом ничего нового нет, они и раньше так считали, сегодня просто заявляют это как принцип их предпринимательской деятельности.

Почему же все-таки не покидает уверенность в глобальной неправильности сегодняшних правил на рынке транспортных услуг?

Дело скорее не в новых сложностях или глупостях, из-за которых даже опытные игроки чувствуют себя не очень уверенно (а иногда и вовсе беспомощно), а в том, что грузоперевозки стали функционировать совершенно по-апокалиптически – здесь и сейчас. День простоять, ночь продержаться – и ладно. А завтра…завтра будет завтра.

Весь товар, прошедший стадию «груза», перешел в категорию «ёлки». Вы возили ёлки? Да не надо, не оправдывайтесь, не лгите, не отводите глаз…Все когда-то возили ёлки. Ну, или «картошку». Так понятнее? Нет? Объясняю. Ну, хотят еще наши граждане на Новый год в дополнение к Максиму Галкину и салату «Оливье» живую ёлку (странный лингвистический парадокс – какая же она живая, если реально дохлая? Или умирающая, так скажем. Медленно – до Старого Нового года, и мучительно – под гнетом бижутерии и ватного снега…) . И ничто так не радует рачительную хозяйку, как несколько мешков картошки, заложенной в погреб осенью и медленно подгнивающей и прорастающей до нового урожая…И раскручивается несколько раз в год бешенная карусель, золотая лихорадка ёлок, картошки, херсонских овощей…, срывая налаженный грузооборот и ценообразование перевозок…Вожделея продиктовать «заказчику» свою самую смелую, доселе никогда невиданную цену (а «заказчик» этот в большинстве своем - банальный барыга, так же погнавшийся за легкой монетой), за путь туда – в края ёлок и картошки – горе-«перевозчику» едва ли не доплачивать приходится…Но тут не до арифметики – их ждут ёлки…или картошка…В лютый мороз или непролазную грязь, по делянкам леспромхозов или полям, с простоями или перегрузами, проклиная все и вся, рвутся они, как лосось через речные пороги, как суицидальные лемминги, как крысы за дудочкой Крысолова…Чтобы «теперь она нарядная на праздник к нам пришла, и много-много радости детишкам принесла»…Жалко, нет чего-то столь же торжественного про картошку…

А мы с Вами, проходя потом мимо ёлочного базара, приходим в недоумение – как этот ужас облезлый, желтый, помятый, кривой может стоить сто…двести…триста гривен…Да Вы же, доставив его за ОГО-ГО, эту цену и сформировали. Не надо оправдываться тем, что Вы для этого туда за ой-ё-ёй приехали – тот, кому Вы перевозку практически даром сделали, свой товар на радостях уценивать не будет. И, получается, Вы ничего сверх обычного не заработали, и рынок потом как после гриппа, озноб бьет… А про вечнозеленые дрова (по цене саженцев кипарисов или яблонь), которые потом горят во всех дворах и на свалках, вообще говорить не хочется.

Вы скажете – обычная история, ничего страшного, это же только перед Новым годом и только ёлки (ага, а в июле – арбузы, в сентябре – картошка…). Согласна. Но сегодня все мало-мальски оживленные маршруты переходят в разряд «большого ёлочного пути». Взлетает цена оттуда – падает цена туда…Закон сохранения не переиграете. Вы скажете – невелика беда, лишь бы от гаража до гаража выходило Х,ХХгрн\км. Снова согласна. Вы не Бэтмен, чтобы опекать этот безумный Готтем-Сити за свой счет. Но как часто Вы демпингуете гораздо больше, чем это диктует рынок, или радостно взвинчиваете цену при любом удобном случае? Вы скажете – так всегда было. Тоже верно. Но сегодня стоимость перевозки как никогда реально влияет на стоимость товаров. Тот, кому Вы перевезли дешево, нам и даже Вам свой товар дешевле, чем вчера, не продаст. Получается, Вы тоже сегодня отвечаете за цены товаров, которые перевезли как груз. Вы скажете – Вы лично на эти перекосы рынка не повлияете. Вы правы. Вы не Дон Кихот, чтобы единолично воевать с этими ветряными мельницами. Но думать-то каждый может самостоятельно. И решения принимать не в расчете на шальную удачу, а в расчете на то, что нам всем тут жить и что-то со всем этим делать. Апокалипсис, глядишь, снова отложат, поэтому на Конец Света как на регулятор рыночных отношений надежды мало. Только на нас с Вами. Мы на Вас рассчитываем.

P.S. Статья как-то в три приема писалась – руки не доходили. А сегодня уже понятно, что реформируют взаимоотношения между общими основаниями и упрощенцами. То есть разрешат им вступать в случайные связи. И цены на перевозки снова упадут…Закон сохранения…Что и требовалось доказать.

Маргарита