Большая дорога… (ч-1)

разбой на дороге 

В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности.      Венс Сайрус

Дорогие коллеги, наша работа – работа водителя дальнобойщика однозначно классифицируется как род деятельности осуществляемый в зоне повышенной опасности и сама по себе является источником опасности  для   окружающих нас людей и среды! Не следует об этом забывать!

Ореол романтики и мужественности  профессии, во многом, связан именно с этим, а остальные её приятные моменты, как вознаграждение - “Плата за страх!”.
Все опасности или степени риска, имеющие место в служебной деятельности авто транспортников выполняющих междугородние и международные рейсы, можно подразделять на объективные и субъективные. Если к категории объективных мы можем отнести – погодные условия, возможные ДТП,  неисправности и возникающие, в самый неподходящий момент, поломки ТС, то в числе субъективных  можно смело назвать – грабежи, разбой, хищение и мошенничество! Назовём это проще, одним словом – КРИМИНАЛ, но криминал в наихудшем своём проявлении, в беспределе, беспринципности и связанной с этим порой необъяснимой, нормальными людьми, жестокостью!


Мне как руководителю транспортно - экспедиторского предприятия и как человеку которому довелось за рулём автопоезда проехать не одну тысячу километров, тема знакома не только теоретически!  Самому  пришлось ощутить холод приставленного к груди ствола! Именно по этому я хочу здесь изложить Вам свои рекомендации. Буду искренне рад, если это кому то поможет в работе, а кому то, очень даже возможно, сохранит ЗДОРОВЬЕ и ЖИЗНЬ!!!


Сам факт ограбления, как и любой другой акт циничного насилия, кроме серьёзного материального вреда, нарушения  планов, размеренного, спланированного ритма работы и жизни человека, обязательно несёт с собой  психологическую травму, которую получают все без исключения, только разной степени тяжести! Особенно, это негативно  сказывается на водителях находящихся за рулём! Рассеянное внимание, тяжёлые мысли, депрессия, часто возникающий постоянный страх и беспокойство могут либо привести к ДТП, либо к досадной ошибке в повседневной  работе ( приёмка груза к перевозке и его сдача, оформление документов ).

Бывает, что у человека проявляется комплекс неполноценности, выраженный  неуверенностью в себе который, в свою очередь, часто приводит к возникновению желания сменить рабочее место или даже профессию ! Под воздействием стресса, люди просто не допускают мысли, что находясь дома, работая на заводе с восьми утра до шести часов вечера, они также не застрахованные от опасности и подвержены ей не меньше чем водители дальнобойщики. В этой связи попытаюсь обозначить основные меры предосторожности, проанализировать ситуацию, в которую может попасть каждый, дать оценку и обозначить статус каждого из всех её участников, реальное распределение их сил и возможностей.
Итак, с самого начала!

  • Выезжая в рейс не сообщайте посторонним ничего о своём маршруте и графике движения!
  • Никому и никогда (без необходимости) не предоставляйте достоверную информацию о характере груза, особенно если он повышенной ликвидности (повышенного таможенного риска)! Рекомендую на подобные вопросы в ответ ограничится небрежной фразой – “Да загрузили там какие то метало конструкции… “
  • Ведя служебные  переговоры по телефону, в которых имеет место  информация носящая секретный  характер, следите за тем чтобы кроме Вас с собеседником, это никто не слышал!
  • Планируя график движения ПОМНИТЕ – ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ ВЫПЛАЧИВАЮТ СТРАХОВУЮ ПРЕМИЮ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ - ЕСЛИ ФАКТ ХИЩЕНИЯ ГРУЗА ПРОИЗОШЕЛ  В ПРОМЕЖУТОК СУТОК  С 6 ч. 00мин. до 22ч 00мин.!!! Если всё же возникает необходимость ехать, следует хорошо подумать, стоит ли эта причина того риска, которому Вы подвергаете себя и доверенный Вам груз??! 
  • Приняв решение ехать, следует максимально обезопасить себя от тех неприятных сюрпризов которые могут Вас подстерегать в пути, особенно на ночной дороге!!! Большинство  происшествий связанных с “порезами”, вскрытиями, ограблениями, разбойными нападениями происходят приблизительно с 0 – 2 часов до 4 – 5 часов в летнее время суток и с 22 часов до 6 часов в зимнее время (на флоте это время называется – собачья вахта), когда количество автомобилей на дорогах минимальное, а водители продолжающие движение, почти все, уже уставшие, с притуплённой реакцией и бдительностью!
  • Ночуйте только на охраняемых TIR паркингах пользующихся хорошей репутацией! Часто дальнобойщики выбирают паркинг, для длительной стоянки, по направлению и контингенту ( пример - “Одесская” стоянка на Мерефянском шоссе в Харькове, “Тиса” в Киеве, когда то  в Москве: мотель “Можайский”, стоянка “Крематорий” и стоянка на улице Рябиновой у Вили ) и даже там,  отдыхая летом в кабине с открытыми дверями или окнами, документы, портмоне, мобильный телефон прячьте  под подушку, а ещё лучше  под матрас, на котором Вы спите, со стороны задней стенки кабины!  
  • Паркуя машину с ценным грузом самостоятельно, вообще это делается под руководством дежурного диспетчера, выбирайте  освещённое место поближе к охранникам и хорошо просматривающееся ими. Машину при необходимости в ряд ставьте наоборот - так что бы двери грузового отсека смотрели на центральную освещённую аллею (проезд) и находились рядом с кабинами грузовиков стоящих рядом с Вами слева и справа, а не в затемнённой, глухой части стоянки !!!  Ещё лучше если Вы договоритесь с коллегой и поставите свои грузовики впритык друг к другу – двери к дверям, полностью перекрыв доступ к замкам и пломбам. Если грузовой отсек опломбирован, сдавайте охране  пломбы. Следует не забывать что среди охранников тоже люди бывают разные!
  • Неотъемлемая часть инфраструктуры каждого TIR паркинга - приходящие туда женщины для оказания секс услуг.  Как правило этому предшествует “романтический” ужин с распитием спиртного!
    ПОМНИТЕ,  что представительницы “слабого”  пола, в этом качестве, представляют источник серьёзной опасности, в частности используются преступниками  как наводчицы, как приманка, как подстава и являются распространителями серьёзных венерических заболеваний! Пригласив даму к себе в кабину, неукоснительно придерживайтесь правил сохранения коммерческой тайны – говорите с ней о искусстве, о любви, о погоде….. Никогда не показывайте крупные суммы денег! Портмоне с документами и деньгами прячьте в недоступном, для Вашей гостьи, месте оставив у себя под руками ровно столько, сколько необходимо для оплаты её услуг и на другие мелкие непредвиденные расходы! Следите чтобы в Ваш стакан ничего не подсыпали!
  • Пользуйтесь предохраняющими средствами делающими секс максимально безопасным! Никогда не пытайтесь обмануть “жриц любви”! Пообещали, отдайте столько денег, сколько пообещали! В противном случае ждите гостей или камень в лобовое стекло и главное, что это будет абсолютно справедливо! Никогда не соглашайтесь ехать для отдыха с ними туда, куда они Вам рекомендуют, Вас там могут ждать отнюдь не для любовных утех! Помните, что любая из этих дам, в любой момент, может написать заявление о том, что вы её изнасиловали или сделать это в устной форме!  Всё зависит от того “кто?” и “как?”, будет потом вымогать у Вас деньги!!!
  • Часто, когда есть такая возможность, водителям хочется посидеть где то в баре, кофе, пообщаться с живыми людьми, выпить сто грамм горячительных напитков, снять стресс. Как правило, возле каждого TIR паркинга есть такая своя “точка”- кафе, бар, столовая или простая “Наливайка”.  Дальнобойщики люди добрые, доверчивые всегда готовы поговорить и угостить! Зная это в таких заведениях промышляют, так называемые - “Рыбы прилипалы” любящие поживится за чужой счёт, а после этого видя, что кто то допустил перебор и засиделся допоздна, в благодарность, могут ограбить своего благодетеля, нанеся сзади удар по голове! Могут просто добавить в Ваш  стакан пару капель клафелина, выбрав удобный для этого момент, например когда Вы отлучитесь в туалет !!! Обычно они все представляются бывшими водителями или водителями терпящими бедствие (неисправность авто, ожидание денег, топлива, загрузки, каких либо разрешительных документов или запасных частей необходимых для ремонта)! Версия у всех практически одинаковая – Вот жду… Деньги закончились… Должны были ещё вчера прислать…- С каждым такое иногда бывает, каждому такое понятно, каждому хочется помочь, попавшему в затруднительное положение, “коллеге”. В результате человек сам остаётся без денег, документов, а часто страдает и его здоровье!
    Во избежание подобных неприятностей рекомендую  лучше отдыхать на стоянке в кабине или  возле прицепа своего автомобиля! Если к Вам хотят присоединится якобы соседи по стоянке, без всякого стеснения выясните – КТО ОНИ? ГДЕ СТОИТ ИХ АВТОМОБИЛЬ? ОТКУДА ОНИ ПРИЕХАЛИ? Если Вы это не сделаете, в лучшем случае Вам просто испортят отдых!  Ну, а если Ваша душа всё же просит изменения обстановки и разнообразия общения, выберите лучше какое либо другое заведение подальше, но не это!!!
  • Если Вы, в силу каких либо обстоятельств, вынуждены на длительное время оставить свою машину без присмотра, желательно все ценные вещи и документы,  забрать с собой, либо сдать под охрану администрации стоянки ( отдельно от автомобиля)! В таких случаях надо предупредить охрану о Вашем предполагаемой отсутствии, согласовать куда лучше поставить автомобиль для более тщательной охраны и сделать  замер оставшегося  в баке топлива! Сообщите так же “куда?”, “зачем?” и “на сколько?” Вы отлучаетесь!
  • Избегайте знакомств с случайными людьми не связанными в той или иной мере с Вашей профессиональной деятельностью!
  • Не берите попутчиков при отсутствии высокой степени уверенности в их истинных намерениях!  Часто на дороге стоят “дальнобойщики” держащие в поднятой руке или круг тахографа, или корнет TIR, или загран паспорт. Это особый, довольно распространённый вид мошенничества и воровства - “на доверии”. Среди водителей которым действительно срочно надо куда то добраться, часто попадаются проходимцы, ставящие перед собой задачу усыпив  бдительность хозяина машины, совершить кражу! Воруют всё: деньги, документы, личные вещи! Не стесняйтесь проверить документы (паспорт, водительское удостоверение, тех . паспорта на якобы где то стоящий автомобиль и прицеп) потом не помешает задать несколько специфических, “наводящих” вопросов!  Посмотрите круг тахо который он держал в руках (круг должен быть от его машины и обязательно заполненный) понимающему человеку он может сказать больше чем паспорт! Посмотрите TIR! У мошенников эти документы как правило ворованные и Вы без труда обнаружите определённые несоответствия и расхождения с излогаемой “легендой”! Даже если всё нормально,  не оставляйте своего попутчика одного в кабине! Настоящий  коллега никогда не обидится, поймёт Вас и сочтет ваши действия правильными!!! 
  • В ночное время производите остановку, по требованию инспекторов ГАИ, только на освещённых постах! В дневное время, только если инспектор несёт патрулирование на машине ГАИ соответствующей окраски, оборудованной соответствующей сигнализацией! 
  • Не останавливайтесь по требованию представителей различных экологических служб и представителей весовых комплексов! Самостоятельно, они на это не имеют право!!! 
  • Не останавливайтесь по требованию дорожников, ЕСЛИ ЭТО НЕ СВЯЗАННО  С СИТУАЦИЕЙ НА ДОРОГЕ!!! 
  • ВСЕГДА СЛЕДИТЕ ЧТОБЫ ДВЕРИ КАБИНЫ БЫЛИ ЗАКРЫТЫ НА ЗАМОК, ОСОБЕННО ПРАВАЯ! Часто преступные элементы проникают в кабину когда автомобиль стоит в “пробке”, на светофоре или двигается с минимальной скоростью! 
  • С незнакомыми людьми разговаривайте только через приоткрытое окно, при  их подозрительном поведении быстро закройте окно и продолжайте движение! Возможна попытка отравления Вас слезоточивым или нервнопаралитическим газом! 
  • Помните, преступники для того чтобы остановить Вас,  часто играют на чувствах профессиональной солидарности и взаимовыручки,  имитируя неисправность легкового или грузового автомобиля! Это не означает, что не надо оказывать коллегам помощь! В таких случаях, просто протяните метров двести вперёд и внимательно смотрите в зеркала заднего вида, особенно правое, кто к Вам бежит! Если видите что это неизвестно откуда появившиеся “спортсмены” или другие лица не останавливающие Вас изначально, а где то прячущиеся, НЕМЕДЛЕННО УЕЗЖАЙТЕ! В Румынии одно время негодяи, чтобы остановить “TIR”, сажали на дорогу маленького ребёнка!!!  Внимательно рассмотрите “кто?” и “зачем?” Вас останавливает!  Водители грузовиков в таких случаях стоят переодетые в робу с грязными руками в которых обычно держат то, что им необходимо: трубку, шланг, ремень, камеру, канистру, диафрагму, болт… ПРЕСТУПНИКИ НИКОГДА РУКИ В МАЗУТ НЕ ПАЧКАЮТ! Зато машины на которых они “работают”  всегда загрязнённые до такой степени, что практически невозможно определить их натуральный цвет, с тщательно заляпанными грязью, нечитаемыми номерными знаками! 
  • В случае необходимости сделать остановку для: уточнения маршрута, покупки продуктов, сигарет, приёма пищи, отстоя, делать это надо на хорошо освещённых, многолюдных местах! Идеальный вариант – охраняемый паркинг или площадки возле постов ГАИ, но делайте это только по договорённости с дежурящими инспекторами,  а не самовольно, ставя акцент  на то, что они обязаны по закону нас охранять. Сейчас никто, никому, ничего, не обязан!!!         
    В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ВЫ САМИ ОБЯЗАНЫ СЕБЕ ОБЕСПЕЧИТЬ  МАКСИМАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ!!!
    ДА ПОМОЖЕТ ВАМ ГОСПОДЬ! ПОМНИТЕ -- ВАС ЖДУТ ДОМА!
    Нагих Н.Ф. – Комбат.